При составлении расписания необходимо учитывать

Рекомендации по составлению расписания занятий

При составлении расписания необходимо учитывать

Государственное образовательное УТВЕРЖДАЮ

учреждение Центр образования Директор учреждения

«Стремление»

« » 2011

(подпись)

Рекомендации по составлению расписания занятий

Расписание занятий – это основной организационный документ школы, который определяет работу ученического и учительского коллектива школы, администрации и всего учреждения в целом.

Это важнейший вид планирования процесса образования. Расписание устанавливает распорядок работы в течение дня, недели, месяца, года.

Расписание балансирует характер и продолжительность работы учащихся над выполнением домашнего задания и труд учителей над подготовкой к урокам.

Расписание занятий определяет эффективность рабоы образовательного учреждения, создает оптимальные условая для деятельности педагогического и ученического коллективов.

При составлении расписания учитывают:

1. Распределение уроков в продуктивные и непродуктивные часы (таблица 1).

2. Предметы, требующие больших временных затрат на домашнюю подготовку не должны группироваться в один день школьного расписания.

3. При оставлении расписания рекомендуется пользоваться шкалой трудности учебных предметов, разработанной в 2003г. сотрудниками НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков , , «Инструктивно – методические рекомендации к уч. г., стр 76-77» (табл. 2).

4.  В наиболее непродуктивные часы (с 11.30 до 14.30) уроки должны строиться с позиций здоровьесбережения: валеологический подход к организации урока, выбор форм, методов, приемом урока, смена видов деятельности учащихся и видов преподавания учителя (через каждые 5-7 мин). Смотрите материалы семинара ЛОУ для зам. дир. по УВР 2-3 ст. за 2005 год.

Расписание составлено правильно, если:

1. Составлено ЕДИНОЕ расписании занятий в первой и второй половине дня (для учеников и для учителей).

2.  Наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится на вторник, (или) среду и четверг – для 8-11 классов. И на вторник и четверг (среда несколько облегченный день) – для 1-7 классов.

3.  В течение учебного дня чередуются уроки «трудные» и «облегченны.

4. Уроки одного предмета стоят через другой урок (уроки), а не сдвоены. Исключение – модульная технология обучения.

5. Основные предметы для младших школьников проводятся на 2-3 уроках, а для среднего и старшего возраста – на 2,3,4 уроках.

6. Названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковое.

Расписание составлено неправильно:

1. Когда наибольшее кол-во баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

2. Когда «трудные» уроки сдвоены.

3.Когда «трудные» уроки стоят в расписании подряд.

4. Когда «трудные уроки» в расписании на первом или последнем уроках;

5. Когда количество домашних подготовок равно количеству уроков.

Не допускаются:

1. «Нулевые уроки».

2. Перемены продолжительностью 5 мин.

3. В 1-5 классах «сдвоенные уроки», превышающие по шкале трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает вторым часом практическую или лабораторную работу.

4. Группирование в один день предметов, требующих большую домашнюю подготовку.

5. Рассогласование в расписании первой и второй половины дня.

6. Несоответствия названий учебных предметов в сетке расписания и учебном плане школы.

Расписание учебных занятий анализируется по следующим параметрам:

1. Распределение учебной нагрузки по дням недели.

2. Распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно.

3. Чередование предметов разных видов деятельности.

4. Соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков.

Общие рекомендации к составлению анализа расписания занятий.

1.Анализируется расписание по параллелям.

2.Кол-во уроков и часов.

3.Начало и окончание занятий первой и второй половины дня.

4.Расписание перемен. Указать динамические паузы.

5.Сдвоенные уроки и уроки одного предмета, стоящие в один день.

6.Каждый день по сумме (шкала трудности).

7.Трудные дни – по чередованию видов деятельности.

8.Недельное расписание (черновой вариант) раскрасить: сдвоенные уроки, «трудные», активно-двигательные, развивающие, практические.

9. Распределение по степени трудности на неделю по дням. Составить графики.

10. Проследить занятость каждой параллели в течение второй половины дня.

11. Обозначить предполагаемое время выполнения домашнего задания.

Шкала трудности учебных предметов для учеников 5-9 классов

Общеобразовательные предметы Кол-во баллов (ранг трудности)
5 6 7 8 9
Алгебра 10 9 7
Биология 10 8 7 7 7
География
Геометрия 12 10 8
Граждановедение
ИЗО
Иностранный язык 9 11 10 8 8
Информатика 2 10 4 7 7
История 5 8 6 8 10
Литература 4 6 4 4 7
Математика 10 13
Музыка 2 1 1 1
МХК 5 5
ОБЖ 1 2 3 3 3
Природоведение 7 8
Ритмика 4
Русский язык 8 12 11 7 6
Труд 4 3 2 1 4
Физика 8 9 13
Физическая культура 3 4 2 2 2
Химия 13 10 12
Черчение 5 4
Экология 3 3 3 6 1
Экономика 11
Этикет 7 5

В перечень включены и факультативные курсы.

Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10-11 классов

Предмет Кол-во баллов Предмет Кол-во баллов
Физика 12 ИнформатикаЭкономика 6
Геометрия, химия 11 ИсторияОбществознаниеМХК 5
Алгебра 10 Астрономия 4
Русский язык 9 ГеографияЭкология 3
Литература, иностранный яз. 8 ОБЖМосквоведение 2
Биология 7 Физическая культура 1

Таблица (1975г.)

Рекомендуется использовать для расписания начальной школы.

Предмет балл Предмет балл
Математика 11 Физическая культура 5
Иностранный язык 10 Труд 4
История 8 Рисование 2
Русский язык, чтение 7 Пение 1
Природоведение, естествознание 6

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал между 10-12 часами. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

В расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках, а для среднего и старшего звена – на 2,3,4 уроках.

Однако следует учитывать, что работоспособность учащихся разных возрастных групп меняется и в течение одного урока. По этому изменению работоспособности учащихся от начала урока к его концу – уроки можно назвать «продуктивными» и «непродуктивными».

Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки

Классы Продуктивные уроки Непродуктивные уроки
1-2 1, 2, 4 3
3-5 1, 2, 3 4
6-7 1, 2, 3, 5 4, 6
8 1, 2, 3, 5 4, 6
9 1, 2, 3, 5 4, 6
10 1, 2, 3, 5, 6 4
11 1, 2, 3, 4, 5, 6 (при правильно выбранных методах и формах обучения)

Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели

Классы Благоприятные дни Неблагоприятные дни
1-4 Вторник, среда (небольшое снижение), четверг Понедельник, пятница, суббота
5 Понедельник, вторник Среда, четверг, пятница, суббота
6 Вторник, четверг, пятница (небольшое снижение), суббота Понедельник, среда
7-8 Вторник (небольшое снижение), среда, четверг, суббота Понедельник, пятница
9-11 Среда, четверг, пятница Понедельник, вторник, суббота

Источник: https://pandia.ru/text/78/287/91397.php

Приложение 3. СанПиН. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков | ГАРАНТ

При составлении расписания необходимо учитывать

Приложение 3
к СанПиН 2.4.2.2821-10

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 – 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования – на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.

На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 – 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1 – 4 классов

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Математика 8
Русский (национальный, иностранный язык) 7
Природоведение, информатика 6
Русская (национальная) литература 5
История (4 классов) 4
Рисование и музыка 3
Труд 2
Физическая культура 1

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 – 9 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Химия 13 10 12
Геометрия 12 10 8
Физика 8 9 13
Алгебра 10 9 7
Экономика 11
Черчение 5 4
Мировая художественная культура (МХК) 8 5 5
Биология 10 8 7 7 7
Математика 10 13
Иностранный язык 9 11 10 8 9
Русский язык 8 12 11 7 6
Краеведение 7 9 5 5
Природоведение 7 8
География 7 6 6 5
Граждановедение 6 9 9 5
История 5 8 6 8 10
Ритмика 4 4
Труд 4 3 2 1 4
Литература 4 6 4 4 7
ИЗО 3 3 1 3
Физическая культура 3 4 2 2 2
Экология 3 3 3 6 1
Музыка 2 1 1 1
Информатика 4 10 4 7 7
ОБЖ 1 2 3 3 3

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 – 11 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов(ранг трудности)
Физика 12
Геометрия,Химия 11
Алгебра 10
Русский язык 9
Литература,Иностранный язык 8
Биология 7
Информатика,Экономика 6
История,Обществознание,МХК 5
Астрономия 4
География,Экология 3
ОБЖ,Краеведение 2
Физическая культура 1

Источник: https://base.garant.ru/12183577/a496d02287c1e8a2f8df9041972293a4/

Методики составления расписания занятий

При составлении расписания необходимо учитывать

Автоматизированные системы управления сегодня – обычное явление. Сфера образования не осталась в стороне: образовательные учреждения используют программы для автоматизации составления школьного расписания. Однако так ли это необходимо в образовательной среде?

Для составления расписания необходимо учитывать многие критерии и ограничения, среди которых сложность дисциплины и количество необходимых на ее изучение часов, аудиторный фонд учреждения, наличие необходимого для проведения занятий оборудования, определенная нагрузка на учеников, равномерное распределение нагрузки для преподавателей и другие параметры. Критериев для составления расписания очень много, и каждый из них имеет свою значимость.

Существуют два основных метода составления расписания занятий: ручной и автоматизированный. 

1. Составление расписания вручную

Преимущество этого метода заключается в визуализации большого количества материалов, все они находятся у специалиста перед глазами. Однако при ручном составлении быстро оценить и посчитать критерии не получится, особенно, если будут происходить какие-либо изменения.

Опорой для каждого специалиста, ответственного за составление расписания, является пособие Надежды Васильевой “Наука составлять расписание”. Технологии и алгоритмы составления школьного расписания, разработанные в 2003 году, актуальны и сейчас.

В 2008 году была опубликована работа Конновой С.С. “Правила составления школьного расписания занятий студентами вузов”. В небольшом методическом пособии подробно описывается алгоритм составления расписания.

Также над этой темой в 2009 году работали специалисты из Донецка Ю.В. Береговых, Б.А. Васильев, Н.А. Володин.

Их труд “Алгоритм составления расписания занятий” раскрывает процесс составления расписания с более математической точки зрения.

Работа включает в себя формулы оценки свободы расположения занятия в расписании, оценки качества расположения занятия в расписании и расчет многих других критериев для составления расписания.

2. Автоматизированный метод

Суть метода заключается в том, что диспетчер по расписанию использует специальные программы. Преимущество автоматизации – возможность быстро составить предварительное расписание с учетом всех критериев.

Далее вручную остается лишь скорректировать этот план по необходимости.

Но при этом объемы информации, с которыми работает специалист, невозможно поместить на монитор компьютера, чтобы ими комфортно было оперировать.

Мы хотим рассказать про такой сервис, “Составитель расписания”. Уже много лет сотни завучей считают его незаменимым помощником в составлении расписания уроков.

Приложение разработано для образовательных учреждений: школ, лицеев, колледжей и т.д.

Но также с его помощью можно составить расписания для каких-либо дополнительных занятий, например, спортивных секций или работы кружков.

Возможности программы позволяют вручную разбивать группы (классы) на подгруппы, автоматически или вручную расстанавливать предметы, без ограничений добавлять предметы и группы. 

Для работы Составителя расписания необходим компьютер с любыми настройками. Минимальный набор данных образовательного учреждения для работы приложения:

  • Список дисциплин (предметов в школе);
  • План занятий на определённы период;
  • Преподавательский состав;
  • Место для проведения занятий.

Расписание составляется на основе базы данных, которую пользователь изначально наполняет необходимыми параметрами.

 Начинается это с заполнения справочников: Звонки, Уровни обучения (в школах – классы, в техникумах, вузах – курсы), Предметы, Графики (учебных дней или учителей), Профили (преподаватели или помещения), Здания (корпуса), Изменения (в связи с праздниками или прочими обстоятельствами).

Следующий шаг: формирование учебного плана. Если у пользователя уже есть учебный план, его можно скопировать и взять за основу для нового. На этом этапе выбираются конкретные предметы для классов и их сложность. Для предметов можно выбрать ограничения, например, чтобы математика всегда стояла первой.

Далее заполняется список преподавателей, где указываются все данные о педагогах: график работы, профиль и нагрузку.

Список помещений предполагает заполнение данных о кабинетах, лабораторных, актовых залах и др. Нужно выбрать тип помещения, график его работы или закрепить за ним определенную группу.

Только после заполнения предыдущих пунктов рекомендуется переходить к заполнению списков классов. Для касса можно установить количество учащихся, классного руководителя, закрепить за ним помещение.

За базовую единицу в программе “Составитель расписания” взята группа, соответственно, группы можно делить на подгруппы.

Класс может быть разбит по количеству учащихся (для иностранных языков, например) или по половому признаку (мальчики/девочки для уроков труда). Также классы могут быть объединены в потоки, если:

  • Группы имеют один и тот же предмет;
  • Группы, входящие в поток д.б. одного уровня (подробнее здесь).

После заполнения всех необходимых данных, происходит автоматическое формирование расписания. Здесь нужно будет произвести расстановку часов. “Составитель расписания” предполагает итерационный порядок расстановки часов, т.е.

расстановка производится в автоматическом и ручном режиме, после чего следует проанализировать результат, внести необходимые изменения в справочники (или списки) и произвести расстановку ещё раз.

Когда программа подобрала расписание, можно скорректировать его вручную.

Если при формировании расписания происходят конфликты данных и возникают ошибки, приложение оповестит об этом. Изменения и исправления в расписании можно внести вручную после получения результатов автоматической обработки данных.

А затем – визуализация.

Итак, расписание составили, откорректировали. А дальше? Распечатать и вывесить. Однако, в среднем на одно расписание уходит около 20 листов бумаги формата А4. А если изменения? Это же сколько бумаги уходит на то, чтобы внести какие-то правки в расписание…

В решении этой проблемы призваны помогать другие приложения – визуализаторы. С их помощью можно отказаться от бумажных носителей, а внесение корректировок не займет много времени. У нас таких приложения целых два: “Интерактивное расписание” и “Электронное расписание”.

С их помощью можно быстро разместить расписание на сенсорных панелях или обычных телевизорах, а любые изменения отображаются мгновенно. С помощью приложений-визуализаторов можно отказаться от использования большого количества бумаги, а также качественно и интересно преподнести расписание учащимся.

Ведь детей намного больше привлечет яркое и понятное расписание, чем куча неудобных для восприятия черно-белых таблиц, не так ли?

А теперь, благодаря интеграции с сервисом “Составитель расписания”, сформированное расписание можно сразу перенести в наши приложения! Подробнее об акции на странице продукта.

материалом:

Источник: https://sensystem.ru/kompania/blog/tsifrovaya-shkola/metody-sostavleniya-raspisaniya-zanyatij

СанПиН: расписание в школе 2020-2021

При составлении расписания необходимо учитывать

Составление расписания для школьников должно охватыватьмножество аспектов, отвечать требованиям со стороны допустимой нагрузки для каждогокласса, норме часов по каждому предмету.

Должны совпадать часы у преподавателей.Учитываются и другие параметры.

Согласно СанПиН,расписание уроков в школе должно отвечать всем требованиям в целяхоблегчения усвоения знаний для учащихся, и продуктивности работы педагогов.

Что учитывают при составлении расписания в школе: основные критерии

Как правило, составлением расписания занимается завуч. Этазадача должна отражать все требования нормативных документов, которые служатточкой опоры в распределении предметов.

Что учитывают при составлении расписания:

  • Необходимое количество часов по каждому предметудля каждого класса.
  • Равномерное распределение часов у педагогов.
  • Биоритмы учащихся.
  • Возраст учащихся, и допустимую максимальнуюдневную нагрузку.
  • Дополнительные занятия.

Помимо необходимости распределить уроки между классами по достаточному для усвоения материала количеству часов, важно учитывать биоритмы учеников.

Все помнят из школы, что самые сложные предметы и контрольные работы всегда приходились на середину недели. Есть и другие закономерности.

Сложные предметы в расписании

Требования к сложным предметам в расписании школы:

  • Наибольшая активность по дням недели приходитсяна вторник и среду. В четверг ученики уже начинают уставать, в этот деньнагрузка снижается. В понедельник дети ещё не «раскачались» после выходного.Суббота всегда была самым коротким и лёгким днём.
  • Активность среди дня также приходится на второйи третий уроки. Это время примерно с 10 до 12 часов дня. На эти часы учителямлучше всего назначать контрольные работы. А при составлении расписания в этичасы ставят наиболее сложные предметы.
  • Физкультуру ставят чаще всего ближе к последнимурокам. После физкультуры не рекомендуют проводить сложные контрольные работы,поскольку внимание детей будет расфокусировано.
  • Уроки, не требующие серьёзного умственногонапряжения, ставят на понедельник, пятницу или субботу. Это труды, музыка.

Учитывается и дополнительная нагрузка: работа кружков, внеурочных занятий по предметам, подготовка к экзаменам.

Большинство подобных требований регламентирует СанПиН.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — по телефону: 8 (800) 350-84-13 – Все регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Нормативы по СанПин для школы

Если вышеупомянутые правила являются базой, на которую следует опираться, составляя расписание, то требования СанПина необходимо выполнять в точности.

Если они будут нарушены, школа может заплатить штраф. Контрольную работы в случае необходимости можно поставить на субботу или понедельник, физкультуру можно провести в начале дня.

Не может же вся школа заниматься спортом в одном зале одновременно. Есть и другие причины отступления от правил.

Например, когда ученики массово болеют ОРЗ и гриппом, занятия отменяют. А после карантина приходится навёрстывать упущенное.

Занятия могут проводиться более интенсивно, нагружаются и первые, и последние дни недели, чтобы успеть пройти материал.

Также отсутствие преподавателей периодически заставляет изменять расписание, отклоняясь от намеченных правил.

Нормы СанПиН не могут быть нарушены, какими бы ни были причины. Согласно СанПиН, расписание звонков в школе не может изменяться в большую стороны.

Часы могут быть сокращены ввиду сокращения учебного времени по определённым обстоятельствам, но увеличение недопустимо.

Санпин для школ: с изменениями 2020.

Количество уроков в школьном расписании

Так же нельзя увеличивать часы внеурочных занятий дляучеников: в неделю их может быть не больше 10.

Количество уроков у школьников:

  • Учащиеся 8-11 классов не могут получать более 8 уроков в день.
  • Для 5-7 классов норма составляет 7 и менее уроков в день.
  • 2-4 классы ограничивают 5 уроками ежедневно. Допустимо проводить один раз в неделю 6 уроков. Но тогда одним из них должна быть физкультура.
  • Также и для первоклашек. Но у них проводят до 4 уроков ежедневно. 5 уроков один раз в неделю выходит, с учётом физкультуры.

Существуют и другие, общие правила, которые обязаны соблюдать педагоги при составлении расписания:

  • Перемена не может длиться больше 30 минут.
  • Не желательно соединять попарно сложные предметы. Это способствует повышенной умственной нагрузке. Исключение составляют уроки труда, которые, как правило, ставят попарно.
  • Также допускается сдваивать уроки в 9-11 классе, чтобы школьники готовились к экзаменам, и постепенно привыкали к парам, которые ждут их в колледжах и вузах.
  • Нормой считается проведение 3 уроков физкультуры в неделю для каждого класса.
  • СанПиН регламентирует допустимое время занятий у мониторов.
  • Для 1-2 классов это не более 20 минут в день. А для 7-11 время составляет 35 минут. За этим должны следить педагоги.
  • Не допускается перегружать любой из дней недели сложными предметами. СанПиН измеряет сложность каждого предмета в баллах. Это учитывают, составляя расписание.
  • Согласно СанПиН, расписание в начальной школе составляется, также, с учётом бальной системы сложности занятий, и обязательно включает перерывы для первоклашек. Допустимо назначать им дополнительные каникулы.

Календарный учебный год — график, каникулы, перемены. [475.42 KB]

Эти требования чётко прописаны в нормативной документации.

Периодически туда вносят корректировки. Так, СанПиН 2.1.7.3550-19 регламентирует обновлённые с 2020 года требования классов, обстановке в школе.

В документе описаны требования к температурным режимам в помещениях, и другие важные моменты.

Сколько минут урок в школе: во сколько начинаются и заканчиваются уроки.

СанПин для школ

Санпин для школ 2020. Скачать. [1.19 MB]

Заключение

Учитывая все требования СанПин, составление расписания в школах является сложной разносторонней задачей. Необходимо соблюдать требования СанПиН, равномерно распределять нагрузку для комфорта учеников.

Важно угодить педагогам. Основной задачей является, конечно, создать максимально удобный график обучения для школьников.

От этого напрямую зависит их успеваемость, психологический комфорт, здоровье и будущее. Именно поэтому так важно учесть все нюансы, и сделать школьное расписание всесторонне правильным.

Наталья Сергеевна Шереметева – главный редактор портала Права семей. Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году – специализация “Менеджмент”.

Магистратура ГУУ в 2002г. – специализация “Юриспруденция”.

Источник: https://pravasemei.ru/deti/shkola/sanpin-raspisanie-v-shkole/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.