Посредник в коллективном трудовом споре

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника: срок, осуществление, порядок

Посредник в коллективном трудовом споре

Конфликты и разногласия между начальством и наемными работниками могут возникнуть в любой организации. Самые «болевые» точки — это вопросы размера и выплаты заработной платы (в т.ч. невыплаты, задержки и компенсации за такую задержку), режима и условий труда.

Порой коллективный спор набирает такие обороты, что все попытки решить его самостоятельно не приносят результатов. Тогда закон предлагает пригласить на помощь специального посредника. Кто это такой и чем он может помочь в разрешении сложного конфликта? Если интересно, прочитайте об этом в нашей статье.

Нормативное регулирование в 2019

Когда и зачем нужен посредник в трудовом споре? Все ответы можно найти в Трудовом кодексе. В дополнение к его статье 403 Минтрудом РФ были выпущены Рекомендации о том, как организовать сам процесс примирения с помощью посредника.

Приглашение такого посредника предусматривается в случае, если:

  • вспыхнул трудовой спор между работодателем и целой группой работников (коллективный спор);
  • работники письменно изложили свои требования к руководству, причем не меньше половины всех работающих поддержали эти требования;
  • работа специально созданной для примирения враждующих сторон комиссии оказалась безрезультатной.

При таком положении дел стороны конфликта могут пригласить постороннего человека для целей его урегулирования. По закону этот шаг исключительно добровольный. Если кто-то из участников спора с этим не согласен, придется рассматривать его сразу в трудовом арбитраже.

Специфика трудовых споров такова, что о назначении посредника стороны тоже должны договориться. Если это удалось, значит, у участников действительно есть намерение разрешить конфликт, а не нагнетать ситуацию и дальше.

Посредник в примирительных процедурах

Кто может быть таким посредником

Кандидатура посредника играет ключевую роль в процедуре примирения. Успех этой затеи определяется и личными качествами приглашенного лица, и его профессиональными знаниями, и даже немного навыками психолога.

Вообще жестких требований ни ТК РФ, ни Рекомендации Минтруда к потенциальным посредникам не предъявляют. Ни в одном из этих документов не сказано, что, к примеру, он должен быть обязательно юристом или иметь высшее образование.

Из совокупного анализа этих нормативных документов можно выделить просто критерии, которыми следует руководствоваться при выборе такого человека.

Итак, в качестве посредника в коллективном трудовом споре стоит пригласить человека, который:

  • как минимум уже достиг совершеннолетия;
  • имеет соответствующее образование (юрист, психолог, специалист по кадрам или специалист в сфере деятельности предприятия);
  • обладает практическим опытом в сфере урегулирования похожих конфликтов, так как он не просто слушает стороны, а еще и предлагает свои варианты решения спора;
  • не зависим ни от одной из сторон (не связан рабочими или личными отношениями).

Едва ли не самое важное личное качество посредника – его порядочность. Он ни при каких условиях не должен разглашать коммерческую тайну предприятия, передавать конфиденциальные сведения от одного участника к другому без их согласия, тем более принимать подарки или деньги от сторон.

Конечно, такие услуги зачастую должны быть вознаграждены. О распределении оплаты лучше договориться заранее, чтобы не возник новый повод для взаимного недовольства.

Конечно, посредник может согласиться выполнить свою миссию безвозмездно.

Участники спора могут подобрать такого специалиста самостоятельно или обратиться для этого в службу занятости, которая ведет списки людей, рекомендуемых в качестве посредников.

Если по кандидатуре посредника стороны не смогли прийти к компромиссу, процедура, естественно, не состоится.

Как выбирают посредника

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника

Как именно организовать рассмотрение коллективного спора с посредником, стороны решают сами. Но некоторые общие для всех правила все же есть.

Документы

Весь процесс решения коллективного трудового конфликта с участием посредника должен сопровождаться оформлением следующих документов:

  1. Соглашение на рассмотрение возникшего спора с помощью посредника – двусторонний документ, фиксирующий согласие обеих сторон пригласить посредника.
  2. Протокол о согласовании конкретной кандидатуры посредника (оформляется как результат заседания представителей участников конфликта).
  3. Соглашение о порядке рассмотрения спора с посредником (стороны по закону сами решают, как именно будет проходить процесс, сколько заседаний, совместные или по отдельности, регламент выступлений, другие организационные моменты). Письменная форма законом в качестве обязательной не предусмотрена, но способна существенно упростить совместную работу посредника и сторон спора.
  4. Протокол о продлении срока примирения с участием посредника (если в законные сроки не уложились).
  5. Итоговый документ (подписывается и сторонами и самим посредником:
    • протокол об урегулировании спора с фиксацией в нем конкретных условий, о которых стороны договорились;
    • протокол разногласий (если помощь посредника оказалась неэффективной).

Решение посредника

Сроки

Важная особенность всех примирительных процедур для коллективного трудового спора – это установление довольно сжатых сроков на принятие решений. Иначе любой конфликт может растянуться на длительное время. Для примирения с помощью посредника законные сроки таковы:

  • на принятие решения позвать посредника – 1 рабочий день;
  • на выбор кандидатуры и ее согласование сторонами – 2 дня;
  • на саму процедуру примирения у посредника с участниками есть от 3 до 5 рабочих дней в зависимости от уровня конфликта (в пределах одного предприятия, целой отрасли или даже региона). Можно совместно решить этот срок увеличить. Так, Минтруд в своих Рекомендациях предлагает сторонам успеть договориться за неделю и даже больше. У такого подхода есть своя логика – лучше подольше, но прийти к согласию, чем в спешке начинать следующую процедуру.

Если у сторон есть желание решить спор и продолжить работать, договорить за это время можно. Главное, не растрачивать его на взаимные обвинения и пустые речи.

Процедура

Повторимся, что обязательных предписаний на этот счет нет. Посредник должен и выяснить точные требования и цели сторон коллективного спора, и разобраться в фактических обстоятельствах проблемы.

Для этой цели он вправе:

  • изучить все возможные бумаги, включая и письменные требования работников, и протоколы заседаний комиссии по примирению и все имеющие отношение к спору документы. В интересах обеих сторон оперативно их предоставить для изучения.
  • организовывать заседания и совещания для обсуждения требований и вариантов решения проблемы, причем не обязательно сразу с участием обеих сторон. Допускается собирать работников и работодателей по отдельности. Если спор достиг определенного накала страстей, на начальном этапе это наиболее оптимальный вариант.

Возможны и другие форматы совместной работы, главное, это их результативность. В итоге должны быть выработаны договоренности по всем разногласиям и оформлены в виде протокола.

Вы можете скачать:

Протокол разногласий сторон спора и посредника (образец)

Протокол заседания представителей сторон о рассмотрении спора с участием посредника

Правовые последствия в 2019

Хотя решать коллективный спор с посредником стороны не обязаны, но раз такое решение было принято, все достигнутые договоренности обязательны для исполнения участниками. Иначе какой смысл тогда во всей этой процедуре.

Для тех же, у кого семь пятниц на неделе (сначала согласился, потом передумал выполнять), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 4 тыс. руб.

Полезная информация

Рекомендации Минтруда на тему участия посредника в таких спорах имеют прямую практическую пользу. В Приложениях к ним приведены примерные формы всех протоколов, что существенно облегчает оформление документов в процессе примирения сторон.

Разрешить спор между работниками и их начальством своими силами сложно. Слишком велико влияние собственных амбиций, накопившегося раздражения и других личных обид. Поэтому независимый посредник – идеальный вариант для объективного рассмотрения и поиска действительно взаимовыгодного решения.

Закон к проведению этой процедуры очень лоялен: жесткой процедуры и строгих рамок не установлено. Основная цель здесь выработать приемлемый компромисс, а пути его поиска уже не столь существенны. Что касается самого посредника, его выбирать стоит очень внимательно и взвешенно, ведь успех примирения зависит во многом от его качеств.

Роль трудового посредника в трудовом споре — тема видео ниже:

Источник: http://km-tt.ru/trudovoe-pravo-apelljacija-2019/vzyskaniya-vozrazhenie/reshenie-sporov-reglament/posrednik-v-sporah-deklaracija/

Трудовое право

Посредник в коллективном трудовом споре

На основании ч. 1 ст. 403 ТК РФ после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника для урегулирования имеющихся между ними разногласий. Приглашение посредника является правом, а не обязанностью сторон коллективного трудового спора.

Хотя в установленных законодательством случаях приглашение посредника является основанием для освобождения сторон коллективного трудового спора от обязанности по созданию трудового арбитража.

При рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника применимы Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 года № 58.

Посредник определяется по соглашению сторон коллективного трудового спора.

В случае необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

Как уже отмечено, кандидатура посредника должна быть определена соглашением сторон коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней после окончания рассмотрения возникших разногласий примирительной комиссией.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в урегулировании коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора, примерная форма которого дана в качестве Приложения № 1 к указанным Рекомендациям.

Данный протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора. Если стороны коллективного трудового спора не пришли к согласию по кандидатуре посредника, то в этом протоколе должна быть сделана соответствующая запись.

Законодательство не исключает возможности использования в качестве посредника работника организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор. В качестве посредника может быть привлечен работник другой организации, что предполагает заключение соответствующего соглашения с ним и руководителем организации, в которой он работает.

Общая продолжительность участия посредника в урегулировании коллективных трудовых споров не должна превышать трех месяцев в году. Данное положение не распространяется на работников, для которых участие в урегулировании коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянной работы.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к урегулированию коллективного трудового спора в качестве посредника, может быть осуществлена по соглашению его сторон. При этом за посредником может быть сохранена средняя заработная плата по месту работы на срок до трех месяцев в течение года, а также компенсированы расходы по проезду, проживанию, суточные расходы.

Посредник имеет право:

  1. запрашивать и получать от сторон коллективного трудового спора документы и сведения, касающиеся возникших при его ведении разногласий
  2. проводить в случае необходимости совместные и раздельные заседания представителей сторон коллективного трудового спора
  3. предлагать возможные варианты урегулирования коллективного трудового спора
  4. подписывать решения, принятые сторонами коллективного трудового спора при его участии

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением его сторон с участием приглашенного ими посредника.

Посредник призван оказать помощь сторонам коллективного трудового спора в поиске взаимоприемлемого решения по урегулированию возникших разногласий на основе конструктивного диалога. В п.

6 названных Рекомендаций говорится о том, что посредником может быть любой независимый специалист.

Данная формулировка не исключает возможности использования в качестве посредника работника организации или обособленного структурного подразделения, в котором возник коллективный трудовой спор, поскольку способность посредника выступить в качестве независимого специалиста при урегулировании возникших разногласий определяется сторонами данного спора.

В соответствии с ч. 4 ст. 403 ТК РФ рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника должно быть проведено в течение семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения).

В случае необходимости по соглашению сторон коллективного трудового спора и получения согласия посредника этот срок может быть продлен, что также следует оформлять протоколом, подписываемым полномочными представителями работников и работодателя, а также посредником. Данное соглашение может быть отменено по волеизъявлению его сторон.

Согласованное решение сторон коллективного трудового спора, принятое с участием посредника, оформляется протоколом совместного заседания полномочных представителей его сторон и посредника, примерная форма которого дана в качестве Приложения № 2 к Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника.

Названный протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем должны быть зафиксированы конкретные меры по урегулированию возникших разногласий, а также указано на прекращение коллективного трудового спора в связи с их урегулированием.

В том случае, если разногласия, составляющие предмет коллективного трудового спора, полностью не разрешены, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого дана в качестве Приложения № 3 к названным Рекомендациям.

Протокол подписывается полномочными представителями сторон коллективного трудового спора и посредником, в нем следует отражать намерения сторон коллективного трудового спора, в частности по созданию трудового арбитража.

Решение, принятое сторонами коллективного трудового спора при участии посредника, также обязательно для исполнения, имеющиеся в нем обязательственные условия представителей работников и работодателя подлежат исполнению в установленные ими сроки. При неисполнении имущественных прав работников, предусмотренных таким решением, они могут быть реализованы в приказном производстве, как основанные на сделке, совершенной в простой письменной форме.

Если после участия посредника в урегулировании коллективного трудового спора остаются разногласия, то его стороны могут продолжить примирительные процедуры путем создания трудового арбитража. В установленных законодательством случаях создание трудового арбитража является обязательной примирительной процедурой при разрешении коллективных трудовых споров.

Источник: https://isfic.info/trudpr2/trupra110.htm

Лекция №5. Рассмотрение спора с участием посредника

Посредник в коллективном трудовом споре
Рассмотрение спора с участием посредника. Чем эффективна данная процедура? Соглашение сторон о кандидатуре посредника. Кто может быть посредником? Каковы его функции? Какими правами он наделен? Механизм рассмотрения спора с участием посредником. Форма принимаемых решений .

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур.

Основная цель привлечения посредника – разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, неурегулированных примирительной комиссией.

После составления протокола разногласий стороны коллективного трудового спора не позднее следующего рабочего дня приступают к переговорам по урегулированию конфликта с участием посредника.

Данная процедура не является обязательной, и проводится только в том случае, если:

1)стороны не достигли соглашения при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией;

2)стороны приняли решение о приглашении посредника;

3) стороны заключили соглашение об его кандидатуре.

Чем эффективна данная процедура?

Эффективность данной процедуры заключается в том, что посредник оказывает помощь сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон. Его участие в рассмотрении коллективного трудового спора предоставляет сторонам дополнительные возможности для его урегулирования

Посредник предлагает сторонам спора альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

Выбор посредника.

Стороны коллективного трудового спора в течение двух рабочих дней могут пригласить посредника.

Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров,

За рекомендацией кандидатуры посредника стороны могут обратиться государственный орган по урегулированию коллективных трудовых  споров.

Стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Учреждение “Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров”, созданного социальными партнерами г. Москвы 11 сентября 2001 г. (постановление № 840-ПП Правительства Москвы).

Учреждение может предложить социальным партнерам выбрать посредника из списка трудовых арбитров, которые прошли обучение и являются квалифицированными специалистами в области рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

В регионах при трехсторонней комиссии может быть создан постоянно действующий трудовой арбитраж, который может оказать содействие в подборе трудового арбитра и выработке регламента процедуры урегулирования спора с участием посредника.

Соглашение сторон о кандидатуре посредника.

Соглашение об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора, оформляется соглашением сторон коллективного трудового спора.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рас­смотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон коллективного трудового спора.

Если в течение двух рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

Функции и права посредника.

Посредник в своей деятельности по урегулированию кол­лективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, Регламентом принятым сторонами коллективного трудового спора.

функция посредника – оказание помощи сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон.

Посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения.

Посредник имеет право:

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;

в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;

предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осу­ществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Порядок рассмотрения спора с участием посредника.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 3-х рабочих дней со дня его утверждения сторонами.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, обязательность исполнения принятого решения оформляется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

«Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» разработал и утвердил типовой Регламент примирительных процедур – трудовым арбитражем и с участием посредника, который стороны могут использовать при рассмотрении коллективного трудового спора.

Форма принимаемых решений

Согласованное решение сторон оформляется протоколом сов­местного заседания сторон и посредником.

Если соглашение не достигнуто или достигнуто лишь по некоторым вопросам составляется протокол разногласий, который подписывается сторонами и посредником, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража).

Позиции каждой из сторон коллективного трудового спора на переговорах, их предложения, высказанные посреднику кон­фиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой.

Схема рассмотрения спора с участием посредника.

Соглашение сторон о кандидатуре посредника.

Регламент сторон о порядке рассмотрения спора с участием посредника.

Протокол заседания представителей сторон о рассмотрении спора с участием посредника.

Протокол разногласий сторон спора и посредника.

Нормативно- правовые акты. Ст.403 ТК РФ

Тест с целью проверки знания по данной теме.

Источник: http://study.trudsud.ru/programs/3/5/

Приложение. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника | ГАРАНТ

Посредник в коллективном трудовом споре

Приложение

к постановлению Минтруда РФ

от 14 августа 2002 г. N 58

Рекомендации
об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника

1. Посредник в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, настоящими Рекомендациями.

2. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур.

3.

Основная цель привлечения посредника – разрешение сторонами коллективного трудового спора (далее – стороны) разногласий, возникших между ними по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

4. функция посредника – оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

5. Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора приглашается по согласованию сторон в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий.

6. Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее – Служба).

7. Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров.

Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников.

Они должны содержать о них следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность и другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров.

8.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником, руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора, примерная форма которого предусмотрена приложением N 1 к настоящим Рекомендациям.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон.

Общая продолжительность участия посредника в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году.

Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

9. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника.

Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами.

10. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон.

11.

Согласованное решение представителей сторон и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящим Рекомендациям, и подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого предусмотрена приложением N 3 к настоящим Рекомендациям, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража). Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником.

12. Посредник имеет право:

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;

в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заведения представителей сторон;

предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

13. Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

14. Памятка лицам, привлекаемым в качестве посредника к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров, дана в приложении N 4 к настоящим Рекомендациям.

Источник: https://base.garant.ru/12128170/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.