Полномочия гит при проверке

Содержание

Проверка ГИТ 2020

Полномочия гит при проверке

Новый регламент проверок ГИТ вступил в силу 22.10.2019 г.

С 2020 года при проверке организаций инспекторы госинспекции будут руководствоваться новыми правилами.

Какие изменения в новой версии:  

  • объекты проверок инспекции;Какие изменения в новой версии:
  • виды и различия проверок;
  • сроки проведения проверки;
  • возможные штрафы;
  • полномочия инспектора ГИТ.

Еще в новом регламенте определено, что считать угрозой причинения вреда жизни и здоровью сотрудников.

Для работодателей уменьшили количество норм, предполагающих вынесение предупреждения, т.е. увеличились шансы получить штраф за выявленные нарушения.

Также установлены сроки, в которые работодателю необходимо направить акты проверок и предписания.

Плановая проверка ГИТ

Регулярность проверок зависит от категории риска или определенного класса опасности деятельности организации:

Категория риска Регулярность
высокая 1 раз в 2 года
значительная 1 раз в 3 года
средняя не чаще 1 раза в 5 лет
умеренная не чаще 1 раза в 6 лет

 

К какой категории риска относится предприятие, можно узнать на сайте Роструда.

Классификация происходит в автоматическом режиме, исходя из данных о задолженностях по зарплате, травматизме на предприятии, численности сотрудников и некоторых других параметров.

Работодатель имеет право подать запрос в Роструд о снижении класса риска. Для этого достаточно направить в ведомство документы, подтверждающие категорию риска.Сроки рассмотрения запроса:

  • 15 рабочих дней на принятие решения;
  • 3 рабочих дня на отправку ответа.

Выездная проверка ГИТ

Если проверка плановая, то чаще она выездная. В обязанности инспекции входит обязательное оповещение работодателя минимум за 3 рабочих дня до проверки. 

Уведомлением считается копия распоряжения (приказа), направленная одним из следующих способов:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • письмом по электронной почте на официальный адрес предприятия;
  • другим доступным способом передачи письма.

В уведомлении о проверке обязательно указываются номера проверочных листов, по которым будет проходить контроль, из Приказа Роструда № 655 от 10.11.2017 г.

Плановая документарная проверка ГИТ

При проведении плановой проверки используется чек-лист. Новым регламентом предусмотрена обязанность ГИТ на запрос только определенных документов, доказывающих соблюдение требований закона по охране труда и обеспечение прав работников.

Согласно Регламенту № 160, работодатель может не предоставлять инспекции следующие документы, которые:

  • не относятся к теме проверки (п. 59);
  • инспекция может получить в других ведомствах (п. 14);
  • предприятие не обязано оформлять;
  • были отправлены ранее и в которые не вносились изменения.

Например, если разработанный год назад СУОТ предприятия не менялся, его не надо повторно отправлять в инспекцию. Сроки отправки документов составляют 10 дней после получения запроса инспекции.

Вопросы проверки ГИТ

Чтобы подготовиться к проверке, нужно привести в соответствие требования проверочных листов и их исполнение на предприятии. Возможные вопросы инспектора:

  1. Наличие на предприятии ответственного за охрану труда.
  2. Своевременность проведения инструктажей и обучения сотрудников.
  3. Соответствие проводимых медосмотров требованиям законодательства.
  4. Обеспечение работников необходимыми СИЗ.
  5. Проведение на предприятии СОУТ – специальной оценки условий труда.

Факты несчастных случаев на предприятии и меры по устранению их причин.

Сроки проверки ГИТ

Согласно новому Регламенту, в 2020 г. период проверки ГИТ составляет 20 дней. 

Если на предприятии есть филиалы или иные представительства, то сроки могут продлить максимум до 60 дней (п. 4 Регламента). Решение о продлении проверки принимается руководством инспекции. 

Стоит обратить внимание, что сроки проверки рассчитываются исходя из времени, непосредственно проведенном инспекторами на предприятии. А время составления документов в эти сроки не входит.

Акт проверки ГИТ

По окончании проверки организация получает следующие документы:

  1. Акт, в котором указываются объекты проверки.
  2. Предписание с описанием выявленных нарушений и сроками по их устранению.

Если в ходе проверки часть нарушений была устранена, то они все равно вносятся в Предписание с пометкой об их устранении. Сроки направления Акта работодателю – 3 рабочих дня.

Получить документ можно сразу на месте проверки под расписку или в инспекции.

В случае отказа от получения Акта представителями предприятия документ направляется в организацию заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней.

Сроки получения Предписания – через 3 рабочих дня после передачи Акта, если документы не выданы на месте сразу после проверки.

Если организация не успевает в срок устранить нарушения, то есть возможность подать запрос в трудинспекцию о продлении этого периода.

В новой редакции Регламента установлено время подачи прошения о продлении – не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания срока выполнения предписания. В запросе нужно указать причины необходимости продления и приложить документы об уже устраненных нарушениях. На основании полученных данных инспекция решит, продлевать или нет сроки устранения нарушений.

Штрафы по результатам проверки ГИТ

На предприятие налагается штраф, если Предписание не выполнено или выполнено не полностью. Размеры штрафа (по ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация от 1 года до 3 лет;
  • для предпринимателей – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Как подготовиться к проверке

Проведите аудит по охране труда, чтобы подготовиться к проверке.

Источник: https://normativ.org/lib/ohrana-truda/proverka-git-2020/

Проверки ГИТ: порядок проведения и меры реагирования. Защита прав работодателя

Полномочия гит при проверке
23.08.19

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 7 (112), август 2019.

Далеко не каждый предприниматель осведомлен о том, что при осуществлении деятельности, будь то торговля, оказание услуг либо что-нибудь иное, он может столкнуться с рисками, способными повлечь за собой значительные финансовые потери. К таким рискам можно отнести, например, недобросовестность контрагента по договору поставки, непрофессиональный подход к разработке хозяйственно-правового договора и т. п.

Но, пожалуй, наиболее существенным с точки зрения материального ущерба для предпринимателя является риск проведения проверок надзирающими органами, в частности Государственной инспекцией труда (ГИТ).

Предпринимательский риск, связанный с проверками ГИТ, может выражаться не только в возможной потере денежных средств. В некоторых случаях законодателем установлен такой вид административной ответственности для руководителя организации, как дисквалификация, то есть лишение права занимать определенные должности в пределах срока, установленного решением суда.

ГИТ в рамках своих полномочий выявляет нарушения предпринимателем (будем именовать его в дальнейшем «работодателем») Трудового кодекса РФ (ТК РФ), а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: постановлений Правительства РФ, Минтруда и т. п.

При обнаружении нарушений ГИТ привлекает виновных юридических и физических лиц к административной ответственности.

Помимо этого, по результатам проверки ГИТ может направить в прокуратуру материалы, на основании которых работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности, например, за невыплату заработной платы (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ).

В целях минимизации рисков, связанных с проведением проверок ГИТ, работодателю необходимо не только соблюдать трудовое законодательство, но и знать, на основании чего он может подвергнуться такой проверке, а также порядок ее проведения.

Основным документом, устанавливающим порядок организации и проведения проверок, а также их виды, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ-294), согласно которому проверки, проводимые ГИТ, бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки ГИТ

Плановые проверки проводятся с определенной периодичностью с применением риск-ориентированного подхода, представляющего собой метод, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения проверок определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Категории риска и периодичность связанных с этими категориями плановых проверок ГИТ установлены Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. Согласно п. 20 Положения, плановые проверки проводятся с определенной периодичностью (см. Таблицу 1).

Проведение плановой проверки чаще, чем это установлено, является незаконным и служит безусловным основанием для отмены ее результатов.

Узнать свою принадлежность к той или иной категории риска работодатель может посредством письменного запроса, направленного в ГИТ региона, в котором зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Также есть возможность самостоятельно посмотреть на сайте Роструда перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска по каждому субъекту страны.

О грядущей плановой проверке, сроках ее проведения можно узнать на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ и региональной ГИТ.

При проведении плановых проверок инспекторы ГИТ применяют проверочные листы, содержащие списки контрольных вопросов. Данные листы утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.11.2017 № 655.

В них включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые работодателю. Используя их, работодатель может подготовиться к плановой проверке заранее.

Предмет плановой проверки работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки несут в себе повышенный риск для работодателя, поскольку отсутствует возможность подготовиться к ним заранее. Основанием для их проведения являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав. Число таких проверок в определенный период времени законодательно не ограничено.

При этом необходимо учитывать, что, даже если работодатель не допускает нарушений трудового законодательства, это еще не является гарантией от проведения внеплановой проверки.

По личному опыту, полученному во время работы в ГИТ на должности государственного инспектора труда по правовым вопросам, могу сказать, что около 30% заявлений и обращений работников, поступающих в ГИТ ежемесячно, представляют собой оговор работником работодателя с целью причинить неприятности в виде проведения внеплановой проверки ― то есть налицо злоупотребление правом со стороны работников. Это могут быть как ложные сообщения о нарушении трудового законодательства, так и совсем не имеющие к нему отношения, например: «Начальник плохо на меня посмотрел». И если обращения второго типа ГИТ не рассматриваются, то по ложным сообщениям о нарушении трудового законодательства внеплановая проверка будет проводиться обязательно.

Внеплановые проверки проводятся на основании ч. 7 ст. 360 ТК РФ и ч. 2 ст. 10 ФЗ-294, могут осуществляться как в документарной, так и в выездной форме (ч. 4 ст. 10 ФЗ-294) и проводятся на основании распоряжения о проведении проверки (ч. 1 ст. 14 ФЗ-294).

Заверенная надлежащим образом копия распоряжения вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю (ч. 3 ст. 14 ФЗ-294).

В распоряжении указывается, какие документы обязан предоставить работодатель для проведения проверки.

После получения распоряжения необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, обращая особое внимание на реквизиты и иные содержащиеся в нем сведения, которые должны соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 14 ФЗ-294.

Необходимо иметь в виду, что инспектор имеет право требовать от работодателя предоставления только тех документов, которые относятся к предмету проверки (ч. 11 ст. 11 ФЗ-294).

То есть если предметом проверки является нарушение сроков выплаты заработной платы, то инспектор не вправе требовать предоставления документов по охране труда.

Согласно ст. 21 ФЗ-294 руководитель проверяемой организации или его уполномоченное лицо имеют право присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения, и инспектор не имеет права этому препятствовать.

Также руководитель имеет право получать информацию, относящуюся к предмету проверки, предоставлять дополнительные документы, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями инспектора, обжаловать его действия (бездействие).

По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения либо, что бывает крайне редко, отсутствие таковых, а также выдает предписание об устранении в определенный срок выявленных нарушений.

Срок проведения как плановых, так и внеплановых проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Наиболее часто выявляемые нарушения трудового законодательства

Первое место среди нарушений, выявляемых при проверках ГИТ, занимают нарушения, выражающиеся в несоблюдении работодателями порядка оформления и расторжения трудовых договоров. К таким нарушениям относятся нарушения требований:

  • ч. 2 ст. 57 ТК РФ ― отсутствие в трудовых договорах обязательных условий: оплаты труда, включая надбавки за непрерывный трудовой стаж и другие стимулирующие и компенсирующие надбавки; определения режима труда и отдыха, даты начала работы, идентификационного номера налогоплательщика, срока действия трудового договора и др.;
  • ч. 4 ст. 57 ТК РФ ― внесение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством;
  • ч. 2 ст. 58 ТК РФ ― заключение срочных трудовых договоров без достаточных правовых оснований;
  • ст. 67 ТК РФ ― неоформление с работниками трудовых договоров в письменном виде, отсутствие на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя, подписи работника;
  • ст. 79 ТК РФ ― расторжение трудового договора без предупреждения работников за три дня до окончания срока действия срочного трудового договора;
  • ст. 86, 87 ТК РФ ― отсутствие регламентированного порядка хранения и использования персональных данных работников;
  • ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ ― невыдача трудовых книжек работникам в день прекращения с ними трудового договора, ненаправление работникам уведомления о необходимости явиться для получения трудовой книжки либо получения согласия на отправление ее по почте;
  • ст. 137 ТК РФ ― включение в заключаемые с работниками трудовые договоры условий, не соответствующих положениям трудового законодательства: условий о взыскании с работников штрафов в случае совершения ими прогулов, за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну; за неисполнение приказов, распоряжений, указаний работодателя и непосредственного руководителя; за несоблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, за досрочное расторжение трудового договора по инициативе работника, за досрочное расторжение трудового договора при переходе на работу в другую организацию;
  • ст. 180 ТК РФ ― уведомление работников об увольнении в связи с сокращением численности или штата менее чем за два месяца до расторжения трудового договора. На втором месте ― нарушения правил охраны труда.

Меры реагирования ГИТ на выявленные нарушения заключаются в привлечении юридических и физических лиц к административной ответственности, установленной ст. 5.27, 5.27.1. КоАП РФ. Например, в соответствии с ч. 4 ст. 5.27 ненадлежащее оформление трудового договора влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ― от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц ― от 50 до 100 тысяч рублей.

Если должностное лицо, подвергнутое административному наказанию, совершит повторно такое же нарушение, оно может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

Защита прав работодателя при проведении проверок

Основным нормативным правовым актом, направленным на защиту прав работодателя, является упомянутый выше Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Работодателям необходимо знать положения данного документа.

Помимо этого, работодателям полезно знать наиболее распространенные нарушения, допускаемые ГИТ при проведении проверок. Их выявление помогает избежать необоснованных претензий и злоупотреблений со стороны ГИТ.

Нарушения ГИТ при проверках

Достаточно часто нарушения, допускаемые инспекторами ГИТ, выражаются в выдаче незаконных предписаний по вопросам, не отнесенным законодательством к компетенции ГИТ, т. е. в нарушении требований, установленных ст.

356, 357, 391, 392 ТК РФ; Конвенции Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.11.1947,  ратифицированной РФ 11 апреля 1998 года.

Это предписания, касающиеся вопросов:

  • размера выплаты заработной платы;
  • размера выплаты окончательного расчета при увольнении;
  • оформления трудовых отношений с работниками;
  • восстановления на работе.

Источник: http://www.alventa.ru/content/proverki-git-poryadok-provedeniya-i-mery-reagirovaniya-zashchita-prav-rabotodatelya

Проверка ГИТ: о чем должен помнить работодатель

Полномочия гит при проверке

Все проверки, которые могут случиться в жизни организации, регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ изменил положения, которые касаются порядка проведения проверок ГИТ.

Наиболее значимым можно считать переход к риск-ориентированному подходу, когда регулярность плановых проверок будет зависеть от категории риска, присвоенной компании.

Всего выделено пять категорий, регулярность проверок от одного раза в два года — для категории высокого риска, до одного раза в шесть лет — для тех, кто причислен к категории умеренного риска.

Не будут проверять организации, которым посчастливится попасть в категорию низкого риска.

Второе важное новшество — ограничение списка документов, по которым инспектор вправе проверять работодателя.

Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Роструда от 30.12.2016 № 538. Перечень размещен на сайте Роструда. Он достаточно объемен, документов много. Тем не менее это нововведение — скорее плюс, чем минус: если инспектор начинает требовать что-то, выходящее за рамки перечисленных документов, руководитель организации может опротестовать это требование. Кроме того, наличие такого списка позволяет кадровику проверить себя и подготовиться к проверке заранее.

И третье изменение, утвержденное Законом № 277-ФЗ, — это проверочные листы.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждены Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2017 № 655.

Государственная инспекция по труду, стремясь снизить трудозатраты, разработала онлайн-опросник, который на начальном этапе позволяет выявить нарушителей. Сервис официально заработал с 1 января 2018 года, и уже сейчас можно проверить себя.

Правильно настроенная программа Контур-Персонал облегчает прохождение проверки ГИТ

Узнать больше

В целом при взаимодействии с ГИТ работодателю стоит опираться на несколько базовых документов:

Федеральные нормативные акты Подзаконные нормативные акты
  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. ФЗ от 3.07.2016 № 277-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (в ред. от 16.02.2017 № 197)
  • Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Все идет по плану, или Какая проверка ждет вас?

В зависимости от целей государственная инспекция по труду проводит плановые и внеплановые проверки.

График плановых проверок утверждается накануне Нового года совместно прокуратурой и ГИТ. График размещен на сайтах ведомств, с ним можно ознакомиться в любое время. Госинспекция обязана дополнительно предупредить работодателя о своем визите за трое суток. Раньше извещения пересылали обычной почтой, сейчас чаще всего информируют электронным письмом.

О внеплановом визите инспекции работодатель должен узнать не позднее чем за 24 часа. В некоторых случаях Трудовой кодекс РФ разрешает не согласовывать выезд инспекторов с прокуратурой и не предупреждать проверяемую организацию (ст. 360 ТК РФ).

Это касается проверок, инициированных по жалобам работников, например, на невыплату или неполную выплату заработной платы. Такое допущение — отзвуки Федерального закона № 272-ФЗ от 03.07.

2016, который ужесточил меры ответственности за нарушения в области оплаты труда.

Сейчас в Госдуме рассматривается проект еще одного закона, который даст право на внеплановые проверки по вопросам оформления трудовых договоров, когда вместо трудовых заключены гражданско-правовые договоры.

Виды внеплановых проверок:

  1. Документарные проверки, чаще всего проводятся по жалобе работника. ГИТ не выезжает на место, а запрашивает определенные документы, организация предоставляет их в виде заверенных копий.

Важно! Инспектор не вправе затребовать документы, которые может получить самостоятельно через иные органы государственного или муниципального контроля

  1. Выездные проверки проводятся в том случае, когда невозможно только лишь через документы проверить соблюдение трудового права, например, оценить реальное состояние территории, зданий, оборудования, наличие ИСЗ.

  2. Комплексные проверки — самые страшные для кадровиков, потому что ГИТ инспектирует все: соблюдение трудового законодательства, локальные нормативные акты, кадровую документацию и меры по охране труда.
  3. Целевые проверки. Поводом для них становятся жалобы работников о нарушениях их трудовых прав.

    Оставить обращение сейчас несложно: на портале Онлайнинспекция.рф предусмотрена онлайн-форма, через которую можно сообщить о проблеме напрямую. Целевая проверка проводится строго в пределах жалобы, инспектор не может затребовать информацию по иным вопросам.

  4. Тематические проверки.

    Поводом для такого визита тоже служит жалоба работника, но есть отличия. Если автор обращения не хочет, чтобы работодатель узнал его имя, он вправе указать это (ст. 358 ТК РФ).

    В таком случае инспектор ГИТ проверяет факты нарушения трудового законодательства не по конкретному человеку, а исследует проблемную сферу в целом по организации или подразделению.

Приезжая в офис работодателя, инспектор должен предъявить удостоверение личности и предписание, где указано основание для проверки.

Что может изучать инспектор? Подробнее об объектах проверок и наиболее частых нарушениях мы расскажем в следующем материале. Здесь лишь перечислим основные объекты, которые могут интересовать инспектора.

Это локальные нормативные акты (Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, Положение о защите персональных данных и пр.), кадровые документы (личные дела, трудовые книжки, приказы и пр.

), бухгалтерские документы, которые касаются выплат и удержаний из заработной платы работника, а также документация, связанная со специальной оценкой условий труда.

Важно! Инспектор имеет право требовать только документы, касающиеся предмета проверки, например, по вопросам, указанным в жалобе работника

Работодатель должен предоставить инспектору все запрашиваемые документы и не препятствовать их изучению. Обязанности работодателя при проверке (ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  • организации обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать лично или обеспечить присутствие уполномоченных представителей;
  • организации (их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители), индивидуальные предприниматели (их уполномоченные представители), которые допустили нарушение Федерального закона № 294-ФЗ, необоснованно препятствовали или уклонялись от проверок, не исполняли в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Визит представителей госконтроля — мероприятие малоприятное, и работодатели частенько забывают, что у них есть еще и права (ст. 21, 22 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам проверки;
  • получать от органа государственного контроля информацию по проверке;
  • знакомиться с результатами проверки;
  • указывать в акте проверки о согласии или несогласии с результатами проверки — делать это надо сразу же по окончании проверки;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов контроля, повлекшие за собой нарушение прав работодателя — пожаловаться можно вышестоящему инспектору или в судебном порядке;
  • требовать возмещения вреда, причиненного в ходе проверки.

По результатам инспекции руководитель организации под расписку получит:

  1. Акт проверки. Этот документ не подлежит обжалованию, однако в случае несогласия работодатель может в течение 15 дней привести свои возражения.
  2. Протокол об административном правонарушении. Он также не может быть обжалован, но ошибки при его составлении позволят работодателю отменить постановление о назначении административного наказания. Если руководитель организации не согласен с указанными в протоколе нарушениями, он вправе дать объяснения и замечания, чтобы в дальнейшем обжаловать постановление о назначении административного наказания.
  3. Предписание об устранении нарушений. По каждому пункту предписания должны быть ссылки на конкретные статьи и пункты нормативных правовых актов, требования которых нарушены. Подлежит обязательному исполнению. Предписание можно обжаловать в течение 15 дней вышестоящему должностному лицу ГИТ или в течение 10 дней в судебном порядке.
  4. Постановление о назначении административного наказания. Его составляет государственный инспектор труда на основании составленного протокола и других материалов дела. Срок — не позднее 1 года с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение.

Не стоит забывать, что иногда ГИТ выходит за пределы своей компетенции, начинает проверять сторонние проблемы: вопросы, составляющие содержание трудовых споров (например, о привлечении работника к дисциплинарной ответственности), вопросы дискриминации, компенсации морального вреда и пр. Это значит, что у работодателей есть право оспорить решения ГИТ. И сегодня в судебной практике немало случаев, когда суды отменяют результаты проверки, потому что инспекторы превысили свои полномочия.

Об авторе: Светлана Головина — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой трудового права УрГЮУ

Источник: https://kontur.ru/articles/5050

Все нюансы проверки ГИТ: какие нужны документы, как подготовиться

Полномочия гит при проверке

Проверка ГИТ – это всегда нежелательное и не очень приятное событие, потому как, даже если вы “мастер спорта” по охране труда, все равно найдется работник, который забудет очки надеть во время работы или на перекур уйдет, а болгарку оставит включенную в сеть.

Примеров много, и если вы хотите поделиться опытом, рассказывайте об этом в х. Замечания для предписания инспектору всегда можно найти, но возможно, ваша история поможет подготовиться максимально.

Если вы начинающий специалист по охране труда и хотите узнать, как проходит проверка ГИТ, к чему готовиться и какие могут возникнуть вопросы, то эта статья как раз для вас. Читайте и задавайте вопросы, будем обсуждать.

Проверка ГИТ

Проверки ГИТ бывают разные, к некоторым можно успеть подготовиться, а к другим – не особо. Мне все же кажется, что лучше максимально заранее все подготовить, чтобы не сидеть и переживать: “Найдет, не найдет?”

Так что давайте в рамках статьи детально разбираться, что из себя представляет эта проверка и как к ней быть готовым. Прежде чем перейти к документации, мы должны разобраться, какие же виды бывают:

В любом случае, какая бы ни была проверка, она должна проходить в рамках Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 “О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля”.

Плановая проверка ГИТ

Название “Плановая проверка ГИТ” говорит само за себя, проводится она по сводному плану проверок, который публикуется в конце года на сайте Прокуратуры, на будущий год.

Открыв план проверок ГИТ, вы можете найти предстоящие визиты инспектора, причем не только Государственной инспекции по труду, а также и других ведомств. Хорошая новость в чем: зная, в каком месяце предстоит встреча, есть возможность оперативно подготовиться или же проверить себя.

Также в плане вы сможете узнать какого вида проверка будет и сколько дней она будет проходить.

Конечно, хорошо, что время известно заранее, но все же радоваться этому пока рано. Обратим внимание и на другие нюансы, связанные с плановой проверкой.

Выездная плановая проверка ГИТ

Плановые проверки ГИТ бывают двух видов, сначала расскажу про выездные. Если о ней вы не узнали с сайта прокуратуры, ничего страшного, вы в любом случае получите уведомление минимум за три рабочих дня. Срок маленький, чтобы успеть подготовиться, поэтому лучше мониторить в конце года план проверок.

Из распоряжения ГИТ о выездной проверке, которое обычно присылают на электронную почту с досылом, вы узнаете, по каким проверочным листам будет проходить процедура. С чек-листами можно ознакомиться этой статье.

И даже если не ждете проверку в текущем году, вы можете использовать их, чтоб проверить себя.

Хотя сейчас инспекциям и положено проверять, используя проверочные листы, в феврале 2020 года получила распоряжение ГИТ, где был указан запрос на представление документов по определенному перечню.

А ведь это не правомерно, так как они не могут сейчас проверять не по проверочным листам, соответственно запрос должен быть по листу, а не по хотелке, время хотелок ушло и в подкреплении моих слов, предлагаю вашему прочтению разъясняющее письмо Генпрокуратуры от 9 февраля 2018г. № 76/2-156-2018.

И если вы получили уведомление и остаются вопросы, позвоните инспектору и уточните, не нужно его бояться 🙂

Документарная плановая проверка ГИТ

Второй вид – плановая документарная проверка ГИТ. Если она вас ожидает, обратите внимание на перечень документов в распоряжении. Необходимо предоставить только то, что в нем указано.

В данном случае все просто, получили запрос, подготовили копии документов, заверили – и в течение 10 дней отправили в ГИТ.

Но и тут есть “подводные камни”: например, документарная может стать выездной, если инспектор не убедился в полноте предоставляемых сведений или ему понадобилось оценить деятельность компании на соответствие требования ТК РФ воочию.

В любом случае расслабляться сильно не стоит, нужно быть начеку, а еще лучше делать все вовремя, согласно букве закона.

Категория риска предприятия по охране труда

Начиная с 22 октября 2019 года, подготовка к проверке ГИТ должна проходить с учетом нового законодательства по регламенту (Приказ № 160 от 13.06.19г.), который также определяет их периодичность в зависимости от категории риска.

Проверить, какая категория риска предприятия по охране труда, вы можете на сайте Государственной инспекции по труду вашего региона. Вот, к примеру информация по Краснодарскому краю.

Раньше все предприятия проверялись 1 раз в 3 года, теперь же периодичность проверок ГИТ зависит от категории, если ее не присвоили, значит, она низкая и планового приезда инспектора можно не ждать.

Категория риска предприятия по охране труда зависит от

  1. Количества несчастных случаев. Если в организации за 3 предыдущих года был смертельный несчастный случай, категорию риска изменят на высокую
  2. Наличия задолженности по зарплате.
  3. Наличия административных наказаний.

Источник: https://oxrana-truda.ru/proverka-git

Что изменилось в проверках ГИТ в 2020 году

Полномочия гит при проверке

27 авг. 2020

Наталья Кабалюк

7 минут

Приказ Минтруда № 160 от 13.06.2019 ввёл новые требования для инспекторов Государственной инспекции труда. Правила проведения проверок стали более прозрачны для работодателя. Теперь не только инспектор может проверять вашу документацию, но и вы можете контролировать правильность и обоснованность его действий. В статье разберём основные нововведения.

Плановые проверки

Раньше план проверок на следующий год размещали на сайте ГИТ не позднее 1 декабря текущего года. Теперь это будут делать до 10 ноября (п.

41 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

Так работодатели получат больше времени на подготовку к проверке и доработку внутренней документации. 

По новым правилам единый реестр проверок находится в ведении Генпрокуратуры (ст. 13.3 от 26.12.2008 № 294-ФЗ). План, сформированный Рострудом, публикуется на официальном сайта Генеральной прокуратуры. Именно там можно посмотреть график плановых проверок и выяснить, стоит ли ждать инспектора в гости в ближайшие месяцы.

Внеплановые проверки ГИТ

Инициировать внеплановую проверку ГИТ вправе, если получит жалобу на нарушение трудового законодательства. Подать её может работник предприятия или другое лицо. Если в жалобе говорится, что здоровью или жизни работников что-либо угрожает (п.90 Регламента), проверка будет наверняка.

Чтобы снизить риск прихода инспекции, работодателю нужно:

  • вовремя проводить спецоценку условий труда;
  • предоставлять сотрудникам оплачиваемые отпуска;
  • перечислять своевременно и в полном объёме заработную плату;
  • следить, чтобы режим труда и отдыха соблюдался;
  • обеспечивать персонал средствами коллективной и индивидуальной защиты;
  • предоставлять вредникам гарантии и компенсации;
  • оформлять должным образом трудовые отношения;
  • допускать сотрудников к работе только после прохождения обучения, медосмотра, инструктажа и психосвидетельствования;
  • обеспечивать слаженную работу службы охраны труда.

Если поступила жалоба об угрозе жизни или здоровью, проверка проходит без уведомления (п. 98 Регламента). При этом если гражданин захочет отозвать заявление, инспектор всё равно придёт (п. 29 Регламента). 

Если комиссия выявит нарушение, которое может стать причиной нанесения ущерба здоровью или жизни работников, штраф невозможно будет заменить на предупреждение. Например, раньше работодатель мог задерживать зарплату сотрудникам и получить от ГИТ только предупреждение. Теперь за такое нарушение точно будет штраф. 

Надзорные каникулы для МСБ

Для малого и среднего бизнеса в 2020 году предусмотрены надзорные “каникулы”. Проверки ГИТ проводиться не будут (от 01.04.2020 №98-ФЗ). Но есть исключения. Если жизни или здоровью работников что-то угрожает, либо инцидент уже случился — прихода инспектора избежать не удастся. Также следует ждать комиссию, если возникнет чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера.

Плановые проверки возможны для предприятия и ИП, если (ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ):

  • им присвоен определенный класс риска;
  • они работают в сфере здравоохранения, науки или образования;
  • в течение предыдущих 3 лет были у них штрафы за грубое нарушение КоАП РФ;
  • они работают по лицензии;
  • они подпадают под госнадзор в области использования атомной энергии, радиационной безопасности, контроля качества работы аудиторских компаний и защиты гостайны.

Условия прекращения проверки ГИТ

Работодатель может по своей инициативе прекратить проверку. Для этого нужно направить в ГИТ заявление (п. 27 Регламента). Например, проверку следует прекратить, если в ходе её проведения и организации инспектором были допущены грубые нарушения.

К таким нарушениям можно отнести несоблюдение сроков уведомления. Если ГИТ сообщила о проверке менее, чем за три дня  (п. 53 Регламента), то её результаты не будут действительны (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Если проверка с нарушением уже происходит, её следует прекратить.

Ещё одним весомым поводом для прекращения может быть анонимность обращения, которое послужило поводом для прихода комиссии. Если информация в обращении заведомо ложная, проверку также следует прекратить (п. 27 и 104 Регламента, ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Документы для проверки ГИТ

Раньше инспектор мог запросить любые документы, которые касаются организации или охраны труда. Перечень не был закреплён законодательно. В новом Регламенте появился исчерпывающий перечень документов и (или) информации, необходимых для осуществления федерального госнадзора и достижения целей и задач проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства (п. 13 Регламента).

Важный момент для работодателей! Данный список содержит указания только на группы документов. Если инспектор запросил данные, которых в нём нет, работодателю нужно направить в ГИТ вежливый отказ в выполнении запроса со ссылкой на пункт регламента. 

В перечне документы разделены на группы. Вот наиболее важные из них: 

  • оформление трудоустройства работников, в том числе не достигших 18 лет;
  • организация специальной оценки условий труда;
  • организация охраны труда и проведение периодического обучения;
  • ознакомление персонала с требованиями охраны труда.

Документы из п. 14 Регламента инспектор не вправе требовать у работодателей, потому что может получить их от других ведомств (п. 8 Регламента).

Закон запрещает инспектору требовать выполнения нормативных актов советского периода, а также документов РФ, которые не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы (п. 8 приказа Роструда от 13.06.2019 № 160). 

Например, журналы учёта выдачи инструкций по охране труда и направлений на медосмотр работодатель теперь ведёт исключительно по своему усмотрению. Инспектор не может этого требовать в предписании. 

Также инспектор не может требовать от работодателя ведения документации или бланков по форме ГОСТов, если предприятие не указало в своих локальных нормативных актах, что следует этим ГОСТам.

Длительность проведения проверок

Если проверка занимает слишком много времени, это вредит бизнесу. Чтобы обезопасить предприятия от потерь из-за нерасторопности проверяющих органов, законодательство ввело ограничения. Теперь проверка не может длиться больше 20 рабочих дней (ст. 13 №294 ФЗ). Проверять малые предприятия можно не дольше 50 часов в год. Для микропредприятий действует ограничение в 15 часов в год.

Для предприятий с филиалами в нескольких субъектах РФ закон закрепляет срок проверки общей длительностью не более 60 рабочих дней (пп. 24 и 62 Регламента и ч. 4 ст. 13 № 294-ФЗ).

Если проверка требует длительных расследований, экспертиз и испытаний, срок её проведения могут увеличить не более, чем в 2 раза (п. 24 Регламента). Внеплановые проверки при этом не могут длиться более 20 дней (п. 107 Регламента).

Оформление акта проверки

Регламент даёт подробные инструкции по составлению актов проверки. Например, выявленные нарушения инспектор должен изложить подробно, ссылаясь при этом на статьи и пункты законов, требования которых нарушены. Ту же тщательность нужно соблюдать и в подготовке предписания об устранении нарушений. 

Вместе с актом нужно обязательно хранить пояснения, проверочные листы и иные доказательства результатов проверки (п. 69, 70, 72, 74 Регламента). 

Акт проверки передают лично в руки, либо направляют электронным документом с усиленной квалифицированной электронной подписью, если на проверяемом предприятии организован электронный документооборот. По почте простым письмом отправлять этот документ запрещается (п. 78, 81 Регламента).

Если работодатель не получил акт проверки, он может обратиться в ГИТ с заявлением и результаты проверки отменят (ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ и ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Пусть проверки приходят к вам как можно реже, а их результаты будут всегда на “отлично”:)

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее на “звездной” шкале внизу, где 5 звезд – очень полезна. Мы хотим, чтобы вы получали только нужные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Источник: https://www.akbiz.ru/publications/novoe-v-proverkah-git

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.