Поддержка малого и среднего бизнеса статья

Актуальные меры государственной поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса — Audit-it.ru

Поддержка малого и среднего бизнеса статья

Мязина Арина Владимировна, юрист ООО “ПНМ”

Инстаграм: @taxlawyermyazina

В данной статье рассматривается вопрос о том, какие из принимаемых мер заявлены как необходимые малому бизнесу, и какие требуются де-факто.

Формирование понятия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также – МСП) во всех странах строится на числовых показателях. Характеристика находится в зависимости от количества сотрудников, размера доходов, доли участия других компаний в юридическом лице.

Это критерии, которые дают основания причислить лицо к субъекту МСП, и соответственно получить льготы, пользоваться поддержкой.

Но остается открытым вопрос насколько поддержка, оказываемая государством, увеличивает количество субъектов МСП, укрепляет их положение на рынке и дает возможность развиваться.

Основная проблема малого и среднего бизнеса, которая проявила себя, в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, спровоцировавшей глубокий кризис для предпринимателей, может быть обозначена – как возможность решать и концентрироваться только на краткосрочных задачах.

Большинство малых и средних предприятий не нацелены на формирование резервного фонда или выстраивание долгосрочной стратегии. По словам главы Торгово-промышленной палаты (также – ТПП) России Сергея Катырина: «По оценке экспертов, под угрозой закрытия сейчас находится порядка 3 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, потерять работу могут 8,6 млн.

человек» (необходимо отметить, что информация была размещена в марте 2020 года)1.

На сайте mos.

ru имеются статистические данные, которые позволяют выявить, в каких видах деятельности занято наибольшее количество средних предприятий в 2017 – 2018 годах: лидирует оптовая, розничная торговля и ремонт автотранспортных средств (34 – 36 % к общему итогу); на втором месте обрабатывающее производство (около 14 %); на третьем – несколько видов – строительство, научная, техническая деятельность (около 10 %). Иные виды деятельности в отношении к общему итогу составляют менее 10 % в 2017 и 2018 годах.

По факту скольким предпринимателям положена финансовая и иного рода поддержка в период коронавируса. На данный момент нет возможности оперировать статистикой.

особенность некрупного бизнеса с маленьким оборотом в том, что он способен не обанкротиться, только если он работает! Сам по себе такой бизнес по большей части не относится к непрерывно действующим предприятиям.

Так как в России на первом месте торговля и ремонт транспорта среди видов деятельности, характерных для малого и среднего бизнеса, то соответственно главное, в чем нуждается эта сфера – клиенты.

После приостановки деятельности, возникает необходимость погасить задолженность перед бюджетом, а во время простоя все еще есть обязанность по уплате заработной платы работникам. Выполнив требования Правительства РФ и Трудового законодательства РФ большинство предприятий обрекает себя на закрытие.

Согласно исследованию «Сберданные» субъекты МСП обеспечивают четверть рабочих мест в России2. И это достаточный показатель, чтобы сохранить возможности для работы таковых предприятий.

Какие меры приняты за последнее время для субъектов МСП:

  • Льготное кредитование. Программа финансирования под 0 %. Соглашение уже подписано с 14 банками. Как основание ее проведения можно обозначить – Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 422 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости»3. Проходит сбор заявок от кредитных организаций и по программе отсрочки по кредитам – из 26 заявленных банков соглашения с ведомством заключили уже 8 (расчетная сумма кредитов составляет около 75 млрд. рублей)4. Банк освобождает предпринимателей от уплаты 67% платежей по процентам, а также предоставляет отсрочку на уплату платежей по основному долгу5.

Программа льготного кредитования субъектов МСП была разработана еще в январе этого года. Она подразумевает расширение доступа к кредитам. Изменения были внесены в Постановление Правительства Российской Федерации (далее также – РФ) от 30 декабря 2018 г. № 17646.

Заключается программа в рефинансировании кредита и введении нового вида кредита «на развитие предпринимательской деятельности», по которому предприниматель может получить кредит в размере до 10 млн.

рублей на срок до 5 лет по льготной ставке, не превышающей 9,95 процента годовых; распространяется программа и на самозанятых.

  • Снижен размер страховых взносов7. Хотя когда нет клиентов, и отсутствуют доходы, данная мера не имеет абсолютно никакого практического значения.
  • Отсрочка для малого и среднего бизнеса платежей за арендуемые у государства объекты собственности8.
  • Введение невозможности банкротства компаний в течение 6 месяцев начиная с 3 апреля9.
  • Отсрочка по уплате налогов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов»). Однако, данные меры применимы не ко всем субъектам МСП, а лишь к тем отраслям, которые наиболее пострадали в период пандемии10.

Уполномоченным по правам предпринимателей был также озвучен ряд мер Президенту, которые он считает важными для бизнеса. Речь о следующих предложениях11: расширение списка отраслей, пострадавших от распространения инфекции – предлагается дополнить розничной и оптовой торговлей непродовольственными товарами.

Однако, стоит включить всю торговлю (вне зависимости от вида товара), так как субъекты МСП в этой сфере преобладают, как ранее отмечалось, и даже если они работают с продовольственными товарами им сейчас необходима поддержка.

Есть информация, что предложение Бориса Титова принято во внимание Президентом (внесены изменения в перечень пострадавших отраслей)12.

Также уполномоченный по правам предпринимателей предлагает меры, действительно значимые в условиях сложившийся ситуации.

К ним можно отнести: упрощение доступа для субъектов МСП к госконтрактам; право на выбор одного из двух вариантов («по отгрузке» либо «по оплате») и устанавливать дату определения налоговой базы по НДС; полное освобождение от налогов для предприятий МСП на специальных режимах налогообложения как минимум на три года. Последняя мера достаточно спорная.

Для субъектов МСП, которые на общем режиме налогообложения бремя гораздо выше, но их не предлагают освободить от обязанности. Отсрочка, предоставленная государством, не может сыграть решающей роли в сохранении бизнеса.

Помимо того, специальными режимами могут воспользоваться только микропредприятия, отсутствие доходов, если учесть, что большинство из них работает в сфере продаж и обслуживания, итак гарантирует уплату налогов в минимальном размере. Среди мер поддержки следовало рассмотреть возможность перевода большего количества субъектов на УСН (то есть речь идет о внесении изменений в НК РФ).

Отдельно необходимо сказать, что существуют меры поддержки и в фондах, таким как Технопарк «Сколково», Фонд Содействия инновациям, к примеру, которые также предоставляют инвестиции и развивают стартапы, но специализируются они не на субъектах МСП, а на тех, кто занимается инновационной деятельностью. Тем не менее, это не отменяет возможность получения помощи МСП.

Правильнее всего определить меры поддержки необходимые малому бизнесу можно исходя из опроса самих его представителей. Аналитический центр НАФИ опубликовал результаты исследования о влиянии пандемии коронавируса на российский бизнес13.

Ознакомившись с данным опросом можно заключить, что, во-первых, предприниматели настроены негативно и считают, что пандемия, вызванная коронавирусом, повредит экономике очень сильно, во-вторых, считают, что ситуация нормализуется через год.

Малый бизнес ощутил последствия кризиса наиболее ярко и, что важно, 79 % опрошенных заявили о необходимости поддержки со стороны государства. Конечно, большинство знают о принимаемых мерах со стороны Правительства.

Но какая поддержка требуется малому бизнесу, исходя из его мнения, в первую очередь: 66% опрошенных заявили, что это отсрочка по уплате налогов и их отмена, и лишь на второе место выходит финансовая поддержка от государства.

Именно отмена части налогов для малого бизнеса или представление возможности пользоваться льготными режимами может существенно улучшить положение пострадавших предпринимателей и организаций.

Интересно, что государство приняло в первую очередь те меры, которые названы опрошенными лишь в конце как предпочтительные: отменило проверки, устроило кредитные каникулы, снизило страховые взносы, устроило арендные каникулы (таких мер потребовали менее 20 % опрошенных).

Нельзя не согласится с тем, что огромную роль в создании ниши для субъектов МСП играют именно меры, принимаемы внутри субъекта РФ.

Именно поэтому важно менять ситуацию с тем, что предприниматели не знают о возможностях, которые обеспечивают им дополнительные гарантии (большинство опрошенных заявили, что не знают о реализуемых мерах поддержки в субъекте РФ), доступ на рынок на региональном уровне.

Обеспечение возможности участия в госзакупках, развитие дистанционной торговли, а также развитие несетевой торговли (на этапе разработки планов застройки, и.т.д.) – вот приоритетные задачи, которые должны быть выполнены на местном уровне. Объём закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП составил 2 трлн. 520 млрд. рублей, плановое значение было 1 трлн. рублей14.

Со стороны налоговых органов основной мерой поддержки является снижение давления на субъектов МСП.

Речь не только о налоговых проверках, всевозможные комиссии также оказывают влияние на деятельность организации, а невозможность прибегнуть к квалифицированной юридической помощи вызывает трудности в ежедневной работе.

Руководитель на малом предприятии выполняет различные виды деятельности, и избыточность требований, запросов, вызовов блокируют порой производственный процесс.

Кроме того из-за некоторой несогласованности действий, множество предпринимателей просто не смогли получить и не получают меры поддержки по формальным основаниям.

При непредставлении в налоговые органы отчётной информации либо за квартал, либо за месяц субъекты малого или среднего бизнеса, в том числе индивидуальные предприниматели, исключаются из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, ФНС формирует сведения о среднесписочной численности раз в год, причем направляя ее для работы иным органам 10 августа следующего года.

Исходя из анализа проводимых мер поддержки, необходимо сконцентрировать внимание на двух наиболее явных проблемах.

Первая, несоответствие проводимых мер, тем которые хотят видеть субъекты МСП, а это как мы можем заключить не финансовая поддержка, а снижение давления и налогового бремени. Вторая, отсутствие возможности получить своевременную информацию о самих проводимых мерах.

Данная проблема может быть решена путем создания единого координирующего центра, с наделением его на законодательном уровне необходимыми полномочиями, и созданием сдерживающей системы.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/a1/1011832.html

Роль государственной поддержки в развитии малого и среднего предпринимательства

Поддержка малого и среднего бизнеса статья


В статье рассмотрены основные меры государственной поддержки деятельности малых и средних предприятий, а также их влияние на экономику региона и страны.

Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса, государственная поддержка, меры стимулирования

В современной экономике завоевание позитивных социально-экономических результатов деятельности малого и среднего предпринимательства допустимо только при присутствии системного содействия его формирования, где главное место уделяется стране, которая призвана образовывать нужные обстоятельства для роста количества малых и средних организаций и обеспечения их деятельности со значительной экономической результативностью и ресурсоотдачей.

Для создания функционирующего механизма взаимодействия между властью и предпринимателями необходимо, в первую очередь, непременное предварительное обсуждение и закрепление всех нормативно-правовых актов, программ и мер, относящихся к проблемам регламентирования и формирования малого предпринимательства (МП).

Для достижения этой цели, необходимо рассмотреть систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и оценить ее эффективность.

Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств. МП — важная часть хозяйственной структуры мировой экономической системы. Роль МП в современной экономике раскрывают его функции. Самая первая из них — производство значимой части ВВП.

В странах ЕС малый бизнес производит 70 % ВВП, в Японии данный показатель составляет 61 %. В России данный показатель составляет только 20 %. Также МП активно участвует в создании рабочих мест. В странах ЕС в МП занято 72 % трудоспособного населения, в Японии — 78 %, в Южной Корее — 75 %.

В российской экономике МП обеспечивает рабочими местами только 25 % трудоспособного населения. Еще одной, несомненно, важной функцией МП является осуществление большей части инноваций и содействие научно-техническому прогрессу.

Следует отметить и такую функцию МП, как формирование в обществе «среднего класса» и обеспечение тем самым социальной и политической стабильности в обществе. Таким образом, видно, что в европейских и азиатских странах МП получило гораздо большее развитие по сравнению с РФ.

В таблице 1 представлена динамика развития субъектов МП за 2015–2017 гг. в Российской Федерации.

Таблица 1

Динамика развития субъектов МП за 2015–2017гг. вРоссийской Федерации

Наименование

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Изменение 2017 г. к 2015 г. (+,-)

Темп роста 2017 г. к 2015 г., %

Всего

Юридические лица

2580128

2816794

2867688

287560

111,1

Индивидуальные предприниматели

2926908

3048986

3236779

309871

110,6

Микропредприятия

Юридические лица

2321076

2556939

2609872

288796

112,4

Индивидуальные предприниматели

2897599

3020000

3208692

311093

110,7

Малые предприятия

Юридические лица

239049

239904

237982

-1067

99,6

Индивидуальные предприниматели

28938

28584

27737

-1201

95,8

Средние предприятия

Юридические лица

20003

19951

19834

-169

99,2

Индивидуальные предприниматели

371

402

350

-21

94,3

По данным ФНС России по состоянию на 1 января 2018 г., в Российской Федерации действует 6,1 млн субъектов МСП, в том числе 2,9 млн юридических лиц и почти 3 млн индивидуальных предпринимателей (ИП). В сфере МСП действует 5818564 микропредприятий, 265719 малых предприятий, 20184 средних предприятий.

Малые и средние предприятия специализируются в основном на торговле и предоставлении услуг населению и таким образом создают рабочие места для более чем 19 млн граждан. Фактически каждый четвертый работник занят в сфере МСП.

Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью — обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство.

В 2016–2017 гг. зафиксированы положительные тенденции развития МСП. Объем оборота малых и средних предприятий вырос в 2017 году по сравнению с 2014 годом на 37 % и с учетом инфляции рост составил 15,5 %. При этом более 80 % общего оборота сферы малых и средних предприятий составляет оборот микро и малых предприятий, а доля оборота средних предприятий в общем обороте составляет менее 20 %.

Рис. 1. Структура малых и средних предприятий по видам экономической деятельности в 2017 году, %

Государственное содействие субъектам малого и среднего предпринимательства представляет собой «определенную нормативно — правовыми актами, систему способов, мер и средств, которые сконцентрированы на создание и обеспечение результативной деятельности системы субъектов малого и среднего предпринимательства, охватывая в то же время и правовое стимулирование представленных субъектов и правовое ограничение лиц, взаимодействующих с ними (органы публичной власти и частные контрагенты)».

Государственная поддержка реализовывается в пределах государственного регламентирования предпринимательской деятельности в целом, и малого и среднего предпринимательства, в частности.

Малый бизнес может надеяться на гарантийную поддержку, если отвечает определенным параметрам, а кредиты предоставляют кредитные организации — компаньоны корпорации (примерно 40 учреждений). На рисунке 2 изображено как функционирует система гарантийной поддержки.

Рис. 2. Система гарантийной поддержки

«Корпорация МСП» отдает предпочтение неторговым компаниям, которые заняты в приоритетных для страны областях: аграрном секторе; строительстве, транспорте и связи; производстве: воды, газа, эл/энергии, импортозамещающей продукции, в том числе, обрабатывающем, охватывая пищепром.

«Корпорация МСП» осуществляет Программу по стимулированию выдачи кредитов для малого и среднего бизнеса в партнерстве с 12-ю кредитными организациями: Сбербанк, ВТБ, ВТБ24, Россельхозбанк, Открытие, Банк Москвы, Промсвязьбанк, РНКБ, Альфа-Банк, Газпромбанк, Росбанк, Райффайзен Банк.

За 2016 год общий объем предоставленных кредитов субъектам МСП составил 5,16 трлн руб., что выше уровня 2015 года на 1,6 %. С начала 2017 года общий объем предоставленных субъектам МСП кредитов в рублях составил 3,35 трлн руб., из которых индивидуальным предпринимателям было выделено 233,6 млрд руб.

(7,0 % от общего объема кредитов, предоставленных субъектам МСП). Расширение финансовой поддержки является одним из ключевых инструментов стимулирования развития сектора МСП.

В 2016 году реализовывалось две ключевые программы финансовой поддержки МСП — предоставление механизма поручительств и гарантий субъектам МСП, а также Программа стимулирования кредитования субъектов МСП (Программа 6,5).

Общий объем предоставленных субъектам МСП кредитов с применением вышеуказанных программ поддержки кредитования в 2016 году составил 159,6 млрд руб., а с начала 2017 года по данным программам — 128,9 млрд руб.

Доля кредитов, предоставленных с применением данных программ, в общем объеме предоставленных кредитов субъектов МСП в рублях в 2016 году составила 3,1 %.

В 2017 году доля таких кредитов в общем объеме несколько увеличилась — до 3,4 %.

Доступ МСП к финансированию в 2016 году расширяется в том числе за счет реализации программ поддержки МСП и специальных льготных программ. Так, объем привлеченного финансирования с применением механизма поручительств и гарантий субъектам МСП за 2016 год составил 172 млрд руб., что в 2 раза больше объема кредитования, полученного субъектами МСП в 2015 году.

В 2017 году расширен лимит Программы стимулирования кредитования субъектов МСП (Программа 6,5) до 175 млрд руб. В настоящее время кредитная поддержка субъектов МСП со стороны АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» по этой программе составила почти 109 млрд руб.

Для расширения инвестиционного кредитования банками субъектов МСП Минэкономразвития России с 2017 года реализуется отдельная программа льготного кредитования — на основе субсидирования процентных ставок по банковским кредитам (Программа 674), для участия в которой отобрано три кредитных организации (ПАО «Сбербанк», ПАО «Банк ВТБ», АО «Россельхозбанк»), с которыми заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным в 2017 году субъектам МСП по льготной ставке (субъектам среднего предпринимательства по 9,6 % годовых, малого — 10,6 %).

Ключевым инструментом в существующей системе поддержки МСП является программа Минэкономразвития России, в рамках которой средства федерального бюджета целевым образом распределяются между регионами на реализацию мероприятий по поддержке предпринимателей, при условии софинансирования расходов из региональных бюджетов. Такой подход направлен на стимулирование регионов к реализации активной политики в сфере поддержки МСП.

Рис. 3. Объемы финансирования программы Минэкономразвития России в 2005–2017 гг.

Таким образом, активная деятельность Минэкономразвития России в области расширения финансовой поддержки субъектов МСП позволила переломить негативные тренды данного сектора в последние годы. Удалось повысить долю кредитов, предоставляемых субъектам МСП в общем объеме кредитования юридических лиц и ИП в России, наблюдается тенденция к увеличению данного показателя.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что малый бизнес решает огромное количество социальных и экономических проблем: способствует экономическому росту, ускорению развития научно-технической деятельности, а также снабжению потребительского рынка необходимыми товарами и услугами надлежащего качества.

Более того, МП влияет на процесс создания дополнительных рабочих мест для населения страны. Существенный вклад в экономическое и социальное развитие города привнесли такие формы бизнеса, как средние и малые предпринимательства.

Этому, в первую очередь, способствует реализуемая государственная программа поддержки и развития среднего и малого бизнеса.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/246/56729/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.