Под сокращение этого

Волна увольнений: Становится понятно, кто первым попадет под сокращение – Свободная Пресса

Под сокращение этого

Оптимизация системы государственного управления стартует 1 января 2021 года. Проще говоря, чиновников ждет сокращение в центральных аппаратах на 5%, в региональных — 10%. Причем коснется реформирование, видимо, не только персоналий, но и ряда ведомств.

По информации газеты «Известия» со ссылкой на председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна, обсуждается, в частности, оптимизация структуры Минцифры, однако кроме самого министерства, есть два агентства и одна служба.

«К службе (Роскомнадзору) вопросов нет и быть не может. А вот что касается Роспечати и Россвязи — их будущее в правительстве обсуждается», — пояснил депутат.

Не исключает он реформирования и других ведомств. Информацию политика изданию подтвердил и источник в правительстве. Впрочем, в комментарии для РИА «Новости» Александр Хинштейн сказал, что окончательного решения по Россвязи и Роспечати нет.

Премьер-министр Михаил Мишустин в ходе совещания с вице-премьерами 16 ноября сообщил о грядущем сокращении штатов госаппарата, добавив, что реформу далее откладывать нельзя и надо провести за 3 месяца.

Глава кабмина рассчитывает, что предлагаемые меры повысят эффективность работы исполнительной власти. Он также акцентировал внимание на налаживании надежного и эффективного механизма обратной связи между людьми и государством, чтобы любой гражданин мог оперативно получить ответ на своё обращение.

Кстати, по данным Минфина, на 1 июля 2019 года в России около 2,4 млн. человек работало в государственных и муниципальных органах. Это около 2.4 млн. человек. На их содержание уходит 1,4% ВВП.

На сокращение численности чиновников правительство заставляет идти необходимость найти деньги для решения ряда задач, считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

— Можно позволить менее жесткий бюджет, если все хорошо, и более жесткий, если не очень. Поскольку коронавирус, то потребность в нефти колеблется. При этом нужны деньги на борьбу с коронавирусом и т. д. Ведь Минфин ставил вопрос об атаке на «святую корову» — на военный бюджет. Это показывает, что вопрос острый.

«СП»: — Почему такими быстрыми темпами ее хотят провести?

— Такую реформу хочется провести как можно быстрее, потому что на время реформы система выключается. Пока ее не дореформировали, она (система — ред.) не работает. Но до сих пор, конечно, такие сроки никто не ставил. Может, это связано с остротой проблемы, а может со стилем управления Мишустина — размазывать кашу по столу он не собирается.

«СП»: — Сокращение чиновников проводилось не раз. Так почему же Мишустин решил провести очередное?

— Сокращение госаппарата — любимая игра любого госаппарата. Это связано с тем, что он растет не только количественно. Под каждую задачу создается или выделяется некий институт — министерство, департамент, управление, назначается какое-то количество ответственных чиновников.

Потом задача исчезает, а институт остается, поэтому постоянно необходимо сокращение. Так было всегда: в русском царстве начинали с 12 приказов, заканчивали 500, потом всех разогнали, сделали 12, а через 200 лет опять стало 500.

У Ленина есть в 1918 году записка — «мы 2 раза сокращали аппарат, он у нас в 2 раза вырос».

«СП»: — Почему же так происходит?

— Потому что на следующий день после сокращения опять начинается ревизия задач. И каждый прибегает с криком, что него новая задача и ему нужен новый аппарат под нее. При этом никто не закрывает подразделения, которые были сделаны под другую задачу, чиновники продолжают ходить на работу.

Все будет зависеть не от того, сколько уволят, а от того насколько точно определят реально работающие институты и не работающие. Причем не только сами ведомства, а именно подразделения внутри них.

Если будет сокращено то, что уже выполнило свою задачу, будет хорошо, так как количество чиновников реально уменьшится, а их эффективность возрастет, так как согласований будет меньше.

Ведомство, сидящее на выполненной задаче, обычно живет согласованиями, так как надо же их чем-то загружать.

Но если, как это часто бывает во всех странах, а не только у нас, мы выгоним тех, кто работает, а оставим тех, кто не работает, то эффект будет противоположный.

Вопрос в том, увольнять будут по принципу «нравится рожа или нет» или реально проведут функциональный анализ и выяснят нужна или нет та или иная структура? Понятно, что всегда что-то есть, какие-то недоделанные задачи, за которые структура цепляется. Однако если при серьезном анализе выясняется, что задачи выполнены и структуру надо закрыть, будет хорошо. Но если спустят вниз, особенно в регионы, что надо сократить 30%, то все органы власти будут состоять из родственников.

Есть нулевой вариант — сократить все вакансии. Но, как я понимаю, на этом не закончится. Если министру реально хоть немного надо, чтобы министерство работало, он сядет и посмотрит, какие подразделения не выполняют реальные, а не бумажные функции.

Если это будет проведено, то все получилось. Правда, это все равно временная победа, потому что, когда волна схлынет, каждый начальник начнет думать, что у него есть задача и не попросить ли под нее еще людей.

А поскольку мы страна развивающаяся, то новые задачи будут появляться постоянно.

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев отмечает, что в данном случае важно учесть событийный контекст реформы.

— Эпидемия коронавируса и меры борьбы с распространением этого заболевания существенным образом отразились на доходах государства. По словам первого заместителя главы Минфина Леонида Горнина, в 2020 г. сократятся 830 млрд.

рублей по сравнению с предшествующим годом. Власти Москвы заявляют, что недополученные доходы бюджета столицы могут составить более 500 млрд. рублей, и еще 300 млрд.

городская казна потеряет в результате выделения средств на переоборудование больниц для приема больных COVID-19.

Решить проблему нехватки средств путем «перенарезки» бюджетного пирога не получится: федеральные группы интересов уже приготовились осваивать выделенные средства, и лишить их источников дохода означало бы спровоцировать внутриэлитный конфликт.

Последнее спровоцировало бы рост политической нестабильности накануне выборов в Госдуму, что недопустимо, с точки зрения власти. И потому федеральное руководство вынуждено довольствоваться лишь ограниченными мерами экономии, не затрагивающими интересы истеблишмента.

Кроме того, в Кремле хорошо осведомлены, что широкие слои населения воспринимают госаппарат как чрезмерно раздутый и малоэффективный, в силу чего меры по его сокращению не вызовут особого возмущения.

«СП»: — Недавно Минфин предлагал сократить не только некоторые незащищенные статьи бюджета, реформировать правоохранительный блок, сократив в том числе сотрудников и отменив повышенную индексацию военных пенсий, а также отказаться от индексации зарплат чиновников. Мечты Минфина сбываются? Во что бюджету обойдется сокращение чиновников?

— Я сомневаюсь, что, на фоне событий в Белоруссии и в Карабахе, политическое руководство пойдет на сокращение силовиков или «оптимизацию» их доходов.

Хотя нельзя исключать, что субъективный фактор либо последствия «войны башен» все же приведут к соответствующим решениям.

Полагаю, что в ближайшем будущем точно можно будет ожидать дальнейшего сокращения численности сотрудников образовательных организаций, а после завершения эпидемии — еще и медиков.

Власти не отказывались от программ оптимизации систем здравоохранения и образования, а пандемия COVID-19 даже подтолкнула чиновников к ряду «интересных» решений в этом направлении.

Оценить экономические последствия решения о сокращении госаппарата достаточно сложно: для этого нужно понять, каким образом они повлияют на эффективность госуправления, т.е.

будут ли у реформы издержки, и каких масштабов они достигнут.

«СП»: — Ждать ли от «оптимизации» чиновников положительных результатов?

— «Архитекторы» этой реформы так и не привели полноценного описания того, каким образом будет увеличена эффективность работы чиновников. Скорее всего, произойдет некоторое сокращение расходов бюджета в чисто «бухгалтерском» выражении.

«Оптимизацию» должны сопровождать перемены в системах подготовки и переподготовки, рекрутирования и ротации кадров, оплаты труда и т. д. Также необходимо каким-то образом «сломать о колено» токсичную корпоративную культуру в системе госуправления.

Излишний авторитаризм и опечные модели организационного поведения, зачастую «завязанные» на родственных и дружеских связях, должный уйти в прошлое. Без этого на планах любой кадровой реформы можно смело ставить штамп «артель напрасный труд».

В случае сокращений первыми будут уволены, скорее всего, сотрудники, не связанные с руководством посредством личных связей либо в целом не демонстрирующие высокого уровня лояльности. Также наверняка охотно пожертвуют людьми, потенциально не способными активно сопротивляться увольнению.

Источник: https://svpressa.ru/society/article/281831/

6 ситуаций, когда сокращение сотрудника может обернуться судом

Под сокращение этого

Казалось бы, все ясно. В Трудовом кодексе есть ст. 261, которая определяет категории лиц, не подлежащих сокращению. Это беременные женщины, одинокие матери и другие лица, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет и ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, женщины с ребенком в возрасте до 3-х лет. Но на практике все гораздо запутаннее.  

Бывают случаи, когда в организации нет коллективного договора, а руководство запланировало процедуру сокращения численности штата, в связи с чем начало вручать уведомления сотрудникам. И вдруг коллектив организуется и выдвигает от себя инициативных представителей. Сложность ситуации заключается в том, что чаще всего представители — те люди, которые сами попадают под процедуру сокращения.

Что делать с переговорщиками?

Ст. 39 ТК РФ предусматривает гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах. В ней говорится, что за представителями работников, которые были выдвинуты как переговорщики с целью заключения коллективного договора, сохраняется место работы на весь период проведения переговоров.

Переговоры по заключению коллективного договора — процесс длительный, и он может растянуться на три месяца. Поэтому есть вы ведете переговоры о заключении коллективного договора в то время, когда одновременно запущена процедура сокращения штата численности работников, вы не можете сократить представителей. На весь период проведения переговоров за ними сохраняется место работы.

Сокращение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет

Также нужно не забывать про ст. 256 ТК РФ, которая говорит о том, что за женщинами (отцами, бабушками, дедушками и другими лицами), которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, на время этого отпуска за ними сохраняется место работы (должность).

Сложности с этой категорией персонала часто возникают в государственных компаниях.

Кадровики получают приказ сверху о том, что нужно исключить какие-то должности и даже структурные подразделения, и вдруг оказывается, то именно в этих структурных подразделениях работают лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Что с ними делать? Часто следуют приказу и сокращают. Но если работник обратится в суд, он будет восстановлен на работе.

Увольнение беременной

Единственное основание, по которому можно уволить беременных, — это ликвидация организации или прекращение деятельности ИП.  

Здесь также важно обратить внимание на одну деталь. Даже если сама сотрудница не знала о беременности, но впоследствии выяснилось, что на дату увольнения она была беременна, то в судебном порядке она будет восстановлена на работе.   

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1, «отсутствие у работодателя сведений о беременности не является основанием для отказа в удовлетворении иска о восстановлении на работе».

И еще: беременная женщина, трудовой договор с которой расторгнут по инициативе работодателя, подлежит восстановлению на работе даже в том случае, если к моменту рассмотрения в суде ее иска о восстановлении на работе беременность не сохранилась.

Работодатели постоянно возвращаются к одному и тому же вопросу: что делать с беременными и лицами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, если их нужно сократить в связи с производственной необходимостью, но нельзя это сделать по закону?

На самом деле выходов в данном случае только два:

  • вы договариваетесь с ними и оформляете увольнение по соглашению сторон;
  • ждете, когда они перейдут из льготной категории в нельготную.

Кто подпадает под категорию «одинокая мать»?

Поскольку одинокая мать защищена от сокращения ст. 261 ТК РФ, то важно разобраться, как суды понимают эту категорию работников. Если обратиться к п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.

2014 № 1, то он рекомендует исходить из того, что к одиноким матерям относится женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию родных или усыновленных детей в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца, в частности, в случаях, когда отец ребенка:

  • умер;
  • лишен родительских прав;
  • ограничен в родительских правах;
  • признан безвестно отсутствующим;
  • признан недееспособным (ограниченно дееспособным);
  • по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка;
  • отбывает наказание;
  • уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.

Что делать, если сотрудник в отпуске или на больничном, а его надо сократить?

Увольнение работника в период нетрудоспособности и в период нахождения в отпуске считается незаконным (ст. 81 ТК РФ).

Если сотрудник увольняется по собственному желанию, то ничего не препятствует тому, чтобы его уволили во время отпуска или во время больничного. Но сокращение — это инициатива работодателя. И здесь все не так просто.

Часто случаются ситуации, когда работодатель фактически поступает правильно: уведомляет сотрудника о предстоящем увольнении за два месяца, оформляет документы, но вот наступает день увольнения, и сотрудник не выходит на работу — говорит, что заболел. Что делать?

Многие работодатели начинают что-то придумывать и в результате делают ошибки. Хотя основное правило, которым они должны руководствоваться, гласит, что сколько бы работник не болел и не находился в отпуске, пока длится его нетрудоспособность или отпуск, вы не можете его уволить.

Что пугает работодателей в подобных ситуациях? За то время, пока сотрудник находится на больничном, может вступить в силу новое штатное расписание, и его трудовая функция «исчезнет». По сути, работника уже невозможно обеспечить работой.

Например, вы ожидаете, что сотрудник выйдет с больничного 10 ноября. До 9 ноября у него была временная нетрудоспособность. Наступает 10 ноября, вы оформляете увольнение. При этом ставить дату увольнения 8 или 9 ноября не нужно, поскольку она не должна попадать на период нетрудоспособности или отпуска.

Поскольку 10 ноября вы фактически уже не можете обеспечить сотрудника работой, идеальный выход в этом случае — оформить простой по организационным причинам (отсутствие должности в штатном расписании) и 10 ноября оформить увольнение.    

Как определяется преимущественное право на оставление на работе

Одновременно с теми сотрудниками, которых сокращать нельзя, нужно помнить и о тех категориях персонала, которые по закону обладают преимущественным правом на оставление на работе. И здесь самый главный вопрос — когда возникает такое право? Тогда, когда есть несколько сотрудников, претендующих на одно место.

Например, у вас есть две штатные единицы электрика, а вам нужно оставить только одну. Придется решать, у кого преимущественное право оставления на работе.

Именно в таких ситуациях возникает потребность в создании комиссии. И хотя об этом не написано ни в одном нормативном акте, многие работодатели ощутили необходимость в комиссии, столкнувшись с тонкостями процедуры сокращения персонала на практике.

Дело в том, что ключевая задача комиссии — это сбор информации о работниках и определение их преимущественного права.

Такая работа сильно помогает и защищает компанию от негативных последствий, потому как основной мотив работников, которые оспаривают процедуру сокращения в суде, — доказать, что они как раз должны были остаться работать.

Их вопрос «почему я?» запускает проверку правильности действий работодателя — выявлял ли он преимущественное право и как именно?

Ключевые критерии при определении преимущественного права

Прежде всего нужно внимательно ознакомиться со ст. 179 ТК РФ. Многие считают, что преимущественным правом является прежде всего наличие у сотрудника семьи. Однако это не так. Основные критерии — производительность труда и квалификация работника.

Но, как известно, производительность не так просто определить. Особенно, если дело касается таких категорий работников, производительность которых тяжело измерить. Например, творческих работников. Тогда надо учитывать их квалификацию. С ней определиться проще хотя бы потому, что в ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ дается ее четкое определение.

Из статьи следует, что квалификация работника складывается из:

  • уровня знаний;
  • умений;
  • профессиональных навыков;
  • опыта работы.

По всем этим характеристикам вам придется сопоставлять работников при выявлении преимущественного права на оставление на работу.

Задолго до проведения процедуры сокращения в некоторых компаниях проводится процедура аттестации работников. Она помогает выяснить, кто какой квалификацией обладает.

Если конкретно в вашей компании аттестации не было, тогда надо собрать все документы по сотрудникам, подтверждающие их навыки, знания умения и опыт.

Итог работы комиссии оформляется в виде подробного акта, в котором буквально построчно указывается, кто и какими льготами обладает и почему.

Только после того, как вы выяснили квалификацию сотрудников, вам нужно обратиться к ч. 2 ст. 179 ТК РФ, которая гласит, что при равной производительности труда и квалификации необходимо перейти к выявлению следующих параметров:

  • является ли сотрудник семейным (при наличии 2-х или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию));
  • является ли сотрудник лицом, в семье которого нет других работников с самостоятельным заработком;
  • получал ли работник в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • являются ли сотрудник инвалидом боевых действий по защите Отечества;
  • относится ли работник к тем, кто повышает свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Эти категории работников будут обладать преимущественным правом на оставление на работе только после того, как вы выявили равную производительность труда и квалификацию. Все эти детали фиксируются актом. 

Источник: https://kontur.ru/articles/1760

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.